Центр городской антропологии КБ «Стрелка» изучил качество жизни 32 моногородов с помощью 1,1 миллиона фотографий в социальных сетях, контент-анализа и ГИС. Среди исследуемых городов оказались Миасс, Канаш, Норильск, Набережные Челны и Каспийск, а ключевыми критериями оценки качества жизни стали доступность (по каким улицам и как чаще всего передвигаются жители), активность (как люди проводят время вне дома) и развитость культурной жизни. Исследования были проведены в рамках программы развития городской среды, над которой КБ «Стрелка» работает по инициативе государственных организаций — Фонда единого института развития в жилищной сфере и Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК).

Чтобы понять, как селфи местных жителей и фотографии спортплощадок помогут архитекторам сделать города удобнее, Strelka Magazine обратился к заместителю руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарье Радченко и старшему аналитику КБ «Стрелка» Андрею Перминову, а также руководителю лаборатории Spin Unit Дамиано Черроне, который также принял участие в работе над исследованием.

Дамиано Черроне, руководитель лаборатории Spin Unit: «При помощи геотегов и фотографий мы оценивали уровень жизни и то, как горожане проводят свободное время. Города, в которых мы зафиксировали разнообразие и широкое распространение культурных и спортивных активностей, условно считались динамичными. Благодаря изображениям в социальных сетях удалось проанализировать, где жители наиболее активны, какой досуг предпочитают, а также понять их потребности — через привычные маршруты передвижения».

Самое большое количество фотографий (на одного жителя) было сделано в Володарске, Наволоках, Камешкове, посёлке городского типа Надвоицы и Гороховце. Эти города опережают другие как минимум в два раза. Если учесть соотношение жителей в каждом из 32 моногородов, причины такой активности во многом будут связаны с окружающей природой, архитектурным наследием, а также туристической активностью. Так, посёлок Надвоицы находится рядом с живописным озером Воицкое, Гороховец во Владимирской области — яркий пример русской архитектуры XVII века: там находятся Никольский монастырь и особняк Шорина, а также другие примечательные объекты.

Селфи против шопинга

Как показывают результаты, жители моногородов уделяют особое внимание семейной жизни. Исследователи Spin Unit подчёркивают обилие фотографий, сделанных на семейных праздниках и мероприятиях: днях рождения, свадьбах, школьных выпускных. В противовес этому в городах не хватает других форм активности — жители редко ходят в рестораны и кафе, нечасто занимаются шопингом. Можно сказать, что из-за небольшого количества культурных мероприятий — концертов, выставок, спектаклей — жители моногородов вынуждены организовывать свой досуг в кругу ближайших друзей и семьи. Несмотря на то, что эти выводы не связаны напрямую с городским планированием, они могут способствовать поиску новых идей и созданию проектов.

Что любопытно, в Кумертау наблюдается наибольшее разнообразие культурных и спортивных практик и, что не менее важно, их равномерное распределение по всему городу. Это означает, что в городе отсутствует жёсткое разделение на «культурные» и «некультурные» районы — везде есть чем заняться. Антиподом Кумертау оказался моногород Светлогорье в Приморском крае: в нём оказалось меньше всего фотографий культурных событий или спортивных активностей.

Центр города против пригородной зоны

  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT. Indoor: концентрация фотографий, сделанных внутри помещений. Social space: концентрация наиболее популярных среди горожан мест.
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT. Personal care: концентрация фотографий в салонах красоты, спортивных клубах и других оздоровительных местах. Summer: летняя активность горожан.


Судя по полученным данным, жители моногородов предпочитают либо урбанизированный центр города, либо удалённые, нередко маргинальные микрорайоны. Молодёжь нечасто выезжает на природу или за город, предпочитая оставаться в черте города. Активность, которую удаётся отследить, в основном концентрируется в ближайших пригородных зонах. Однако можно найти и исключения. Например, в Байкальске самая высокая концентрация фотографий в социальных сетях фиксируется в центре города и на горнолыжном комплексе на окраине. Количество фотографий, сделанных там, настолько велико, что выводит город вперёд по критерию «активного отдыха». Его можно смело назвать самым спортивным из 32 моногородов. А жители Киселёвска в Кемеровской области, наоборот, предпочитают проводить время в помещениях.

Городские символы против заводов

Фабрики и заводы, традиционно являющиеся ядром моногородов, практически не появляются на фотографиях в социальных сетях. С одной стороны, это может означать, что предприятия закрыты, заброшены либо не являются местом скопления пользователей социальных сетей, поскольку не всегда сотрудники заводов стремятся фотографироваться на работе. С другой стороны, если и можно найти изображения заводов, то, скорее всего, в качестве знакового места города, доставшегося потомкам из дореволюционного и советского прошлого. Однако потенциал развития этих пространств куда больше, чем их исключительно символическое значение. Реновация может способствовать обновлению их статуса и превращению этих пространств в центр культурной и социальной жизни.

  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT. Indoor: концентрация фотографий, сделанных внутри помещений. Social space: концентрация наиболее популярных среди горожан мест.
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT. Personal care: концентрация фотографий в салонах красоты, спортивных клубах и других оздоровительных местах. Summer: летняя активность горожан.

Исследователи изучили, как жители относятся к окружающим их пространствам. При помощи (нередко ручного) анализа фотографий и изображённых на них мест, людей и событий удалось увидеть, какие эмоции вызывают конкретные места в городе, их геолокацию. Получилось понять, насколько город в целом приятен жителям. Так, лидером в категории «качество места» становится снова Байкальск, в котором горожане чаще фотографируют живописные виды и городские пространства. Замыкает список город Белебей в Республике Башкортостан, в котором не отмечается стремление жителей сфотографировать, например, достопримечательности.

Дарья Радченко, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка»: «Мы выявили основные особенности жизни в моногородах. Упор был сделан на практиках использования пространств молодёжью, освоенности и освещённости, а также на том, как отличается репрезентация моногородов на фотографиях туристов и самих жителей. Параллельно с анализом данных пользователей был проведён контент-анализ местных форумов. Он позволил понять, что на самом деле заботит горожан и о чём они пишут».

Как спастись от надзора взрослых

Где отдыхают горожане? В целом выбор зависит не от места, а от времени: чаще всего молодые люди встречаются вечером. Днём публичные пространства заняты семьями и пожилыми людьми, но с наступлением сумерек их сменяют молодые люди. Городские праздники в основном притягивают семейную аудиторию, более юные жители здесь оказываются в меньшинстве. Во многих городах наблюдается дефицит досуговых сервисов для молодёжи. Их социальная активность разворачивается либо дома, либо во дворах в непосредственной близости от места проживания или учёбы, либо на «не поднадзорных» взрослым территориях — от крыш домов до неблагоустроенных зелёных зон. Там они могут избежать контроля взрослых. Одно из напрашивающихся (и реализованных во многих городах) решений — оборудование спортивных площадок, востребованных молодёжью.

Портретные фотографии как показатель здоровья территории

Результаты исследования продемонстрировали чёткое разделение жителей и приезжих. Ожидаемо вышло, что туристы, как правило, больше фокусируются на съёмке городских объектов. Местные жители фотографируют не окружающий город, а себя и знакомых. Можно сделать вывод, что они не считают окружающие пространства интересными или стоящими публикации.

Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT

Один из важных показателей здоровья территории — количество сделанных там портретных фотографий. В общем случае высокая доля изображений на фоне какого-то объекта говорит о повышенном интересе пользователей к этому объекту. Так посетители устанавливают связь с самыми символически значимыми точками города. При этом в Москве поведение местных жителей и приезжих по этому критерию практически не различается: и те и другие фотографируются в одних и тех же местах.

Что «виды на память» могут сказать о горожанах

С другой стороны, количество портретных фотографий резко возрастает на «монотонных» территориях: среди типовой жилой застройки, в слабо благоустроенных парках и подобных местах. Когда взгляду не за что зацепиться, люди фотографируют своё времяпрепровождение и друг друга. Сами же эти территории воспринимаются как «неинтересные», «привычные», не обладающие эстетической ценностью и которые не хочется сфотографировать «на память».

  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT


Такая ситуация оказывается типичной для моногородов: фотографии людей доминируют над городскими ландшафтами с большим отрывом. Даже исторический центр не воспринимается как привлекательное место — это всего лишь территория проведения досуга. Интерес к самому городу несколько выше у приезжих, которые охотно фотографируют «открыточные виды» на память (если у местных в среднем 93% фотографий содержат изображение человека, то у приезжих — 84%).

Интересно, что разница показателей местных и приезжих в каждом городе уникальна. Так, в городе Тутаеве разница составляет 23%: туристам явно интересны старинные храмы, которые не привлекают горожан. В то же время в столь же богатом историческими памятниками Гороховце эта разница составила всего 9%: жители города не обращают внимания на архитектурные памятники в силу привычки, а приезжих в основном притягивает не исторический ландшафт, а «монотонный» горнолыжный комплекс, где они фотографируют друг друга.

Что жители говорят о моногородах

Дополнительно был проведён контент-анализ сообщений в социальных сетях за 12 месяцев. Его целью было проанализировать разные аспекты жизни в моногородах: экономические возможности и социальное обеспечение горожан, транспортную ситуацию, экологию, безопасность и, наконец, уникальность городов с точки зрения насыщенности «достопримечательностями».

В большинстве городов фиксируется большое число негативных высказываний о возможностях заработка, проблемах, связанных с вынужденным отъездом из города, с обеспеченностью услугами здравоохранения, о визуальном дискомфорте (связанном с состоянием зданий, дорожного покрытия, мусором и тому подобным), об экологии. Однако наиболее общим наблюдением практически для всех поселений оказался крайне низкий интерес горожан к тому, что составляет локальную идентичность. Жители довольно редко вступают в обсуждение проблем, связанных с сохранением и развитием уникальности города: поддержанием его памятников, традиций и так далее.

  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT
  • Материалы отчета предоставлены КБ «Стрелка» и лабораторией SPIN UNIT


Также почти во всех моногородах люди сетуют на то, что состояние города ухудшается, разрушается инфраструктура, происходит отток населения. Многие с печалью говорят о том, что в текущем состоянии дорог, транспорта, медицинских или образовательных услуг и досуговых возможностей их город уже следует называть посёлком городского типа. Болезненной точкой, таким образом, оказывается потенциальная утрата высокого статуса города, пусть даже и не формальная, а воспринимаемая. То есть, с одной стороны, для жителей важен статус и состояние их городов, а с другой — они часто не воспринимают город как нечто уникальное и не видят возможностей для его развития.

Андрей Перминов, старший аналитик КБ «Стрелка»: «Полученные данные позволяют взглянуть на моногорода и их локальные проблемы в разном масштабе. С одной стороны, можно обращаться к ним в совокупности, чтобы отслеживать практики взаимодействия горожан с пространством, например на основе передвижений и поиска популярных мест. С другой — можно увидеть частные особенности каждого моногорода и выяснить, в какой части улицы или с каким объектом связано наибольшее внимание горожан. Например, если взглянуть на результаты исследования в горных районах, можно выделить ключевые пешие маршруты любителей прогулок, понять, где чаще всего люди останавливаются для пикника, на фоне чего обычно фотографируются и какие виды кажутся им наиболее живописными. Зная эти подробности, можно спроектировать удобный и комфортный парк или загородную базу отдыха».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.