Мы привыкли к благотворительности как к прямой передаче нуждающимся денег, вещей, труда. Эта классическая схема — просящему дай! — работает с библейских времён и в общем с задачей справляется. Но беда в том, что всё-таки бывают случаи, когда прямые пожертвования оказываются неэффективны.

Пример? Скажем, дети с тяжёлыми, но не смертельными заболеваниями. Такие болезни не отнимают жизнь, а «всего лишь» её портят. Поэтому на сборах средств страдающие ими замыкают список: ну кто даст несколько сотен тысяч рублей на особую инвалидную коляску, если те же деньги нужны другому ребёнку для срочной операции? К счастью, решение есть, но чтобы понять, как оно работает и тем более воспользоваться им, адаптировав к нашим реалиям и задачам, придётся включить голову. И на время перенестись в солнечную Испанию.

Бывающие там соотечественники рассказывают интригующую историю о крышечках, которые вот уже шесть лет собирает вся страна (и не только Испания, а ещё и соседняя Португалия, и некоторые другие). Да, речь о самых обыкновенных крышках от пластиковых бутылок! Испанцы собирают их дома и на работе, потом мешками несут в пункты приёма, разбросанные по магазинам, офисам, госучреждениям, а уже оттуда большой рекой они стекаются в отделения некоммерческой организации SEUR Foundation. Последняя берёт на себя доставку крышек на завод по переработке пластиковых отходов компании ACTECO.


Собираемая ежегодно масса крышек измеряется в тысячах тонн — спасая страну от в полтора раза большего количества вредных выхлопов, которые образовались бы при производстве этого пластика из нефти. Однако участников акции заботит не только и не столько окружающая среда: деньги, выплаченные ACTECO за крышки, перечисляются детям, которые стоят в очереди на какое-нибудь дорогое, но не жизненно необходимое, медицинское оборудование. За год удаётся заработать таким образом несколько сотен тысяч евро — и пара десятков ребятишек получают подарки, которые позволяют им полноценно жить.

Взирая на этот проект, невозможно удержаться от некоторых вопросов. Например, почему он обрёл такую популярность? Ведь он поистине всенародный: счёт собираемым ежегодно крышкам идёт на сотни миллионов, среди официальных партнёров акции сотни частных компаний, госучреждений, школ, благотворительных фондов — и ещё больше тех, кто помогает, этого не афишируя! Что ж, без сомнения, самое привлекательное здесь то, что акцент — не на деньгах. Попроси организаторы акции (которая, кстати, называется «TAPONES PARA UNA NUEVA VIDA» — буквально, «Новая жизнь в обмен на крышечки») собирать деньги, пусть даже копейки, такого отклика, конечно, не получилось бы. Крышки же скрывают в себе двойной и даже тройной смысл: их сбор позволяет избавиться от ненужной вещи, помочь природе и помочь людям!

И отсюда следующий логичный вопрос: а нельзя ли перенести эту схему на другие виды помощи/деятельности? То есть аналогичным образом финансировать другие проекты, на которые обычно денег в бюджете нет и классическая благотворительность для которых не работает? Это возможно, но необходимо сформулировать универсальный алгоритм.


1
 Прежде всего необходимо определить актив, вокруг которого и будет выстроена схема «непрямой благотворительности»: материал, ресурс или действие. И лучше, чтобы он обладал двойным смыслом как минимум. Пластик, как уже говорилось, в этом плане идеален: три смысла сразу! Но недалеко от него ушли, например, бытовые отходы: наладив их сортировку на местах и сдачу особо ценных компонентов переработчикам, можно получить и деньги, и более чистые, аккуратные помойки.

Старая одежда тоже сгодится. Можно организовать её приём прямо в одёжных магазинах: принятое старьё потом будет отправлено благотворительным организациям, а сдавший старое покупатель получит скидку (примерно так работает H&M). Разницу можно перечислять и на конкретное благое дело: скажем, обустройство газонов в районе.

Можно избрать в качестве актива не вещи и не вторсырьё, а труд. Волонтёры способны выполнять работу, а деньги за выработанные ими часы опять-таки будут направлены на любое полезное начинание.

Возможно приспособить схему даже для нужд ЖКХ. Например, призвать жителей микрорайона экономить электричество, воду или тепло. Там, где оплата производится по нормативам, необходимо будет добиться экономии по сравнению с нормативным потреблением, а там, где используются счётчики — потребить меньше среднестатистического для текущего сезона. Высвободившиеся средства распределяются согласно изначально утверждённому плану. Здесь, правда, придётся подключить муниципалитеты и управляющие компании, но сегодняшние активные мэры и УК будут только рады необычной возможности проявить себя.


 Следующим нужно найти подходящий социально-ответственный бизнес: компанию, имеющую отношение к выбранному активу и готовую потратить часть своего времени на участие в благотворительном проекте. Речь, впрочем, не идёт об участии бесплатном: бизнесу это может выгодно напрямую (как в случае с крышками: ведь переработанный пластик ACTECO потом продаёт) или косвенно (улучшением имиджа в глазах общественности и/или власти: подобным образом, например, строятся муниципальные сети Wi-Fi).

 Необходимо продумать и мотивацию, то есть, понять, чем можно заинтересовать потенциальных участников акции. Помощь нуждающимся детям, которым иначе никто не поможет, это хорошая идея, но вовсе не обязательно всё должно ограничиться только детьми. В такую схему легко вписываются, например, малоимущие, пожилые, бездомные.

Ещё лучше, если целью станет помощь непосредственно участникам акции: например, благоустройство придомовой территории, общих зон отдыха, постройка ледовых городков и ёлок. Всё это интересно каждому и, главное, на виду, то есть легко контролируется.

 А контроль для успеха акции должен быть самым жёстким и прозрачность — идеальной! Испанцы следуют этому правилу параноидально: собранные крышки считаются чуть ли не поштучно и все участники акции знают, сколько их сдано, сколько за них заплачено, кому конкретно и в каком размере оказана помощь.

Контроль важен потому, что деньги здесь по определению обращаются небольшие и всё должно быть учтено дотошно. Только тогда удовлетворение от участия будет полным: каждый сможет видеть, во что превратился его «несерьёзный» взнос.

 Наконец, следует подыскать подходящую благотворительную организацию, способную взвалить на себя роль координатора. На неё ляжет задача информационная и логистическая: она будет информировать публику о ходе акции, подключать партнёров, при необходимости даже перевозить собранные материалы, вести очередь кандидатов на помощь и решать, кому помочь в данный момент.

И тут очень пригодится помощь местных органов власти или авторитетных частных лиц — только и способных гарантировать беспристрастность организатора. Потому что сколь бы несерьёзными ни были те же крышечки, отношение участников должно быть самым серьёзным. Только тогда и можно рассчитывать на успех!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.