После форума «Сообщество», прошедшего 9-10 июня в Ростове-на-Дону, Законодательное собрание Ростовской области подняло весьма чувствительную тему восприятия НКО простыми гражданами. Депутаты констатировали, что уровень доверия некоммерческому сектору в российском обществе до сих пор оставляет желать лучшего.

Заксобрание объявило, что федеральная и местная власть, безусловно, нуждается в гражданских активистах. Но вот простые люди, как правило, не испытывают ни интереса к НКО, ни желания сотрудничать с ними.

Впрочем, ежегодные опросы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ показывают, что уровень доверия граждан к НКО все-таки растет. Совсем плачевные результаты опроса были опубликованы в 2014 году. Тогда 76% опрошенных заявили, что что-то слышали об НКО, действующих в их регионе. Вопрос о доверии НКО социологи задали только этой группе – поскольку люди, не знающие ни одной НКО, могли бы отвечать на этот вопрос только исходя из эмоций и стереотипов.

В итоге 21% россиян, осведомленных о деятельности НКО, заявили, что не доверяют ни одной из этих организаций. Еще 18% выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Таким образом, 37% россиян, знающих об НКО, выказали недоверие им. А еще 24% заявили, что вообще ничего не знают о некоммерческом секторе. То есть три года назад более половины граждан нельзя было назвать сторонниками НКО.

Результаты опроса, проведенного в 2017 году, выглядят куда более оптимистично. 86% опрошенных заявили, что знают о существовании хотя бы одной НКО. 66% сказали, что доверяют некоммерческому сектору, а 28% отметили, что и сами участвуют в деятельности НКО.

По мнению директора Центра исследований гражданского общества Ирины Мерсияновой, рост доверия некоммерческому сектору связан с настроениями власти. В последнее время о важности НКО часто заявляет и президент РФ Владимир Путин, и другие влиятельные лица. Впрочем, по мнению Мерсияновой, положение еще очень неустойчиво и сильно зависит от информационного фона. В феврале, когда проводился опрос, информационный фон был сугубо благоприятным. НКО хвалили, им обещали помогать. А вот в апреле в СМИ поднялась волна негатива в адрес фондов-мошенников и иных подобных явлений. Мерсиянова считает, что если бы опрос провели в апреле – все выглядело бы не так радужно.

Более того, стоит отметить, что чрезмерная забота со стороны власти в долгосрочной перспективе может даже повредить репутации некоммерческого сектора. Многим гражданам не нравится, когда власть постоянно хвалит некие организации и выделяет им субсидии и гранты. 

Гораздо надежнее рост доверия к НКО обеспечивает вовлечение граждан в работу некоммерческого сектора. Еще в 2014 году эксперты ВШЭ отмечали, что если респондент сам вовлечен в деятельность какой-либо НКО – то он демонстрирует гораздо более лояльное отношение ко всему сектору в целом.

Потенциал вовлечения граждан в работу НКО социологи оценивают как высокий. В ходе февральского опроса 50% опрошенных изъявили готовность стать волонтерами, а 47% сказали, что готовы на денежные пожертвования НКО. Для сравнения, в 2014 году эти показатели составили соответственно 29% и 33%.

При этом пока большинство граждан реализуют свои волонтерские устремления не в НКО. Две трети опрошенных заявили, что им доводилось «творить добрые дела» неформально, без руководства со стороны какой-либо организации. 49% участвовали в добровольном труде под руководством государственных органов. 17% случалось откликаться на призывы к общественно-полезному труду со стороны коммерческих организаций. И только 15% были волонтерами в НКО.

Итак, чтобы люди больше доверяли НКО – их надо вовлекать в работу НКО. Но как именно вовлекать? Исследование ВШЭ отвечает и на этот вопрос:

• 26% россиян готовы на добровольческую деятельность, если им лично это будет интересно;
• 25% станут добровольцами, если им подадут пример друзья и родственники;
• Для 22% важна общественная польза добровольной работы;
• 20% будут заниматься волонтерством, если это станет модно;
• 15% готовы на добровольный труд ради повышения самооценки;
• 14% рассчитывают на материальное поощрение;
• 12% готовы заниматься волонтерством, если их обеспечат всем необходимым для этой деятельности;
• Еще 12% заостряют внимание на полезных знакомствах, которые можно приобрести в ходе добровольной работы;
• 11% могут заняться добровольной работой в той сфере, которая непосредственно связана с их основной деятельностью.

Именно на эти критерии НКО следует опираться, налаживая отношения с гражданами. Надо находить для добровольцев интересные и при этом важные дела, хвалить их и повышать их самооценку, обеспечивать их всем необходимым. А далее волонтерское движение будет расти, как снежный ком – поскольку, как показал опрос, в этой сфере очень большое значение имеет позитивный пример и тяга к подражанию.

Даже если человек один раз выйдет на субботник или посетит детский дом по призыву НКО – он будет помнить об этом еще долгие годы. И если к нему на улице подойдут социологи – он с гордостью ответит: «Да, я принимал участие в деятельности НКО и поэтому им доверяю».

Таким образом может быть решена еще одна важная проблема некоммерческого сектора… Сейчас многие россияне воспринимают НКО пассивно – они считают, что эти организации должны защищать их права (от потребительских до родительских), оказывать им помощь в трудных ситуациях, защищать животных и убирать мусор. Но пока слишком мало людей понимает, в чем суть некоммерческого сектора. Для них становится открытием тот факт, что им никто ничего не должен. Точнее, гражданское общество должно помогать им – но при этом они сами являются частью общества и тоже должны помогать другим людям. НКО же лишь формализуют этот процесс. И чтобы их деятельность была успешной, необходимо, чтобы большая часть населения понемногу начала вникать в суть процесса.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.