Заниматься благотворительностью можно во время рутинного похода за хлебом. Это успешно доказала «Корзина доброты» – совместный проект фонда продовольствия «Русь» и Х5 Retail Group. За неполные два года своего существования проект собрал более 15 тысяч килограммов продуктов в пользу социально незащищенных семей.

Что лежит в корзине?

Обычный день в супермаркете: охранник, тележки, короткая очередь в кассы. Но есть и нечто новое – это стоящие в зале волонтеры, предлагающие покупателям оказать помощь малоимущим семьям, купив для них немного еды. На выбор предлагается два варианта: человек либо кладет в свою корзинку лишнюю пачку крупы, макарон или печенья (подходят по понятным причинам продукты длительного хранения), либо оплачивает уже предсобранный набор стоимостью до двухсот рублей.

Надо признать: призыв «накорми нуждающегося» доходчив и почти архетипичен. Именно в его простоте и лежит объяснение успешности проекта – как показала практика, на него откликается каждый пятнадцатый покупатель. Более того, наилучшие показатели по сборам были зафиксированы в сети магазинов «Пятерочка», рассчитанной на клиентов со средним и низким достатком. Похоже, срабатывает принцип солидарности: люди, которые привыкли выбирать продукты подешевле, знают, что такое быть в нужде.

Но дело не только в призыве. Эффективным оказался именно вышеуказанный формат, который можно назвать «макароны вместо денег». По сути, он снял барьеры, стоящие на пути массового участия в благотворительности.

То, что россияне все больше готовы помогать друг другу – это статистически подтвержденный факт. Однако нехватка времени и некоторые сомнения в честном использовании пожертвованных средств затрудняют благие порывы. Но если расставаясь с деньгами, человек не уверен до конца, на что именно они будут потрачены, то вариант с продуктами снимает этот вопрос. А уж если доброе дело можно совместить с рутинным походом в магазин, причин для отказа почти не остается. И потому продовольственный марафон продолжает набирать обороты.

Разделенная ответственность

Организованный в 2012 году фонд «Русь» стал первым в России продовольственным банком. Для сравнения, первый всемирный банк еды появился в США еще в 1967, и с тех пор на Западе их было открыто несколько тысяч. Но и у зарубежных банков, и у фонда «Русь» задача схожая – аккумулировать продовольствие с целью его дальнейшей передачи социально незащищенным группам населения. Основных же путей для этого два: либо собирать избыток – то есть невостребованные продукты питания, либо стимулировать их специальное приобретение. Проект «Корзина доброты» реализует второй вариант через сотрудничество бизнеса и НКО. Рассмотрим, какие обязательства выполняет каждая из сторон.

Компания X5, инициатор проекта, взяла на себя три основные задачи. Во-первых, она предоставила площади для проведения акций в магазинах «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка» более чем в полутора десятках городов России. Впрочем, очевидно, что речь шла не только о помещениях как таковых, но и о посетителях супермаркетов, которые вовлекались в благотворительную деятельность: следовательно, Х5 отвечала также и за целевую аудиторию данного проекта.

Во-вторых, сотрудники супермаркетов выступили в качестве волонтеров, согласившись, наряду с другими добровольцами, принять участие в мероприятии в своей выходной день. Наконец, после каждой акции компания за свой счет увеличивала продуктовую корзину на 30-50%, благодаря чему общий сбор продуктов значительно вырос. Тем самым можно говорить о полноценном и ответственном участии бизнеса в благотворительном начинании.

Освещая роль Х5 Retail Group, подчеркнем факт корпоративного волонтерства, который оказался для проекта предельно ценным. Как выяснилось на практике, именно добровольцы из числа продавцов наиболее успешно вовлекали покупателей в благотворительную деятельность, поскольку им помогал опыт розничной торговли. Иными словами, специфика марафона потребовала волонтерства pro bono*, и Х5 сумел должным образом на это требование ответить.

Для того, чтобы мотивировать сотрудников на участие, компания задействовала внутренние каналы коммуникации – выпускались информационные материалы, видеоролики и еженедельный дайджест развития проекта, проводились внутрикорпоративные тренинги и встречи с самыми активными волонтерами.

Поскольку люди, готовые к безвозмездной помощи, находятся в любом коллективе, было важным поддержать их готовность, обучить и направить. Соответственно, фонд «Русь» взял на себя обеспечение акции волонтерами (всего на проекте было задействовано около 5 тыс. человек), логистику и распределение продовольственной помощи. Последнее происходило при участии дружественных фонду НКО. Для того, чтобы продукты попали действительно к нуждающимся людям, сотрудники фонда и его партнеры тщательно отбирали благополучателей из числа малоимущих и многодетных семей, проверяли документы, подтверждающие статус, старались лично познакомиться с историей подопечной семьи. В результате продовольственную помощь получили более 2 тысяч семей по всей России.

Отметим и еще одну отличительную особенность данной акции: фонд «Русь» рассматривал посетителей магазинов, в которых проходил марафон, не только в качестве благотворителей, но и в качестве потенциальных подопечных. Те из них, кто сам испытывал значительные финансовые затруднения, могли оставить волонтерам свои координаты и далее, после соответствующей проверки, войти в число благополучателей фонда.

Немного о бонусах

Предварительно оценивая результаты марафона, можем отметить, что в «Корзине доброты» нашлись существенные плюсы и для самой Х5 Retail Group. В первую очередь, это рост продаж за счет дополнительных покупок, совершаемых посетителями магазинов в благотворительных целях. Далее, это возросшая лояльность – как со стороны клиентов, так и со стороны персонала сети магазинов, наблюдающих или непосредственно участвующих в программе корпоративного волонтерства. Сотрудничество компании с федеральным фондом предоставило ей возможность координировать акции во всех регионах страны и тем самым упрочить свою репутацию в глазах огромного числа россиян.

Наконец, акция с участием Х5 получила высокую оценку сотрудников Global Food Banking Network (Глобальная сеть банков продовольствия), и это значит, что компания может делиться результатами проекта за пределами России, опираться на международный опыт и передавать свой… Кстати, в ходе марафона председатель наблюдательного совета X5 Retail Group Стефан Дюшарм вошел в состав попечительского совета фонда «Русь», что позволяет надеяться на дальнейшее развитие технологий продовольственных банков в нашей стране.

Что дальше?

Основные критерии эффективности акции – постепенное расширение ее географии и увеличение продовольственных сборов. Оба пункта налицо: если в 2015 году было собрано около 5,5 тыс кг еды в 22 магазинах, то в 2016 эти цифры выросли до 10,5 тыс кг и 75 магазинов соответственно. Есть все основания говорить, что данный формат благотворительности работает, и ожидать подключения новых игроков. Тем более, что уже приобретенный к сегодняшнему дню опыт позволяет избежать ошибок и должным образом скоординировать системную работу всех участников. Вот на что следует обратить внимание:

1
Проект требует значительного притока волонтеров с навыками работы в сфере торговли. Поскольку предполагается активное общение с покупателями (информирование об акции, советы по оптимальному выбору продуктов, ведение ведомостей), наиболее желательные кандидаты – это сотрудники розничных сетей. Следовательно, торговые компании должны заранее задуматься о развитии корпоративного волонтерства. Со своей стороны, НКО могут проводить предварительную работу с наименее подготовленными добровольцами – снабжать их памятками, информационными письмами, организовывать блиц-тренинги.

2
Один из проблемных моментов – это «не те» покупки, совершенные отзывчивыми, но не слишком внимательными покупателями. Речь идет о скоропортящихся продуктах, которые требуют хранения в холодильниках и оперативной доставки до адресата помощи, что технически сложно осуществить. По видимости, стоит обратить внимание на более тщательную работу с потенциальными благотворителями либо на изменение формата в акции в сторону заранее подготовленных продовольственных наборов разной стоимости.

3
Важнейшей составляющей любой благотворительной акции является обратная связь – слова благодарности от благополучателей, отчеты, фотографии. Эта информация должна быть доступной для всех участников проекта, откликнувшихся на призыв и сделавших добровольные пожертвования. Очевидно, что размещение отчетов на сайтах торговых сетей и фондов недостаточно – в акциях участвуют, в том числе, и люди, не использующие компьютер в повседневной жизни. Решением этой задачи могли бы стать информационные листовки, размещаемые на территории супермаркетов.

*волонтерство pro bono – это оказание квалифицированной профессиональной помощи на безвозмездной основе.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.