По некоторым оценкам, в мире ежегодно выбрасывается примерно треть всех продуктов питания, что в абсолютном изменении составляет порядка 1,3 миллиарда тонн. При этом даже в наиболее экономически развитых странах, которые, кстати, являются самыми главными нарушителями в этом плане, существенная часть населения до сих пор живет ниже уровня бедности, не имея ежедневного доступа к качественной еде. Кроме того, что еда просто выбрасывается на мусорные полигоны, ее гниение сопровождается выделением метана, что в свою очередь наносит дополнительный ущерб нашей и без того многострадальной экологии.


Разумеется, одним из наиболее очевидных выходов из ситуации была бы раздача еды, которая иначе отправилась бы в помойку, тем, кто в ней нуждается. Сразу отмечу - мы говорим не об испорченной пище или продуктах с просроченным сроком годности, а только о тех, которые еще пригодны к употреблению. Речь идет о продуктах, чей срок годности истекает буквально на днях, которые приготовлены для шведского стола (многие, наверное, задавались вопросом, куда деваются горы несъеденной еды из курортных отелей, работающих по системе all inclusive), продуктов из открытых упаковок, блюд или изделий, которые не будут привлекательно выглядеть на витрине магазинов на следующий день, и т.д.

В некоторых странах под данную инициативу уже подведена и законодательная база. Так, в Франции супермаркеты обязаны передавать всю нераспроданную еду благотворительным организациям или банкам еды. В Италии поступающим таким образом супермаркетам гарантированы налоговые льготы. В английском городе Лидс существует программа, по которой часть нераспроданных продуктов из магазинов передается в качестве бесплатных обедов в школы, расположенные в неблагополучных районах. В Дании работают целые супермаркеты для продажи продуктов, отвергнутых другими сетями как близких к просрочке.

Приходят на помощь и передовые технологии, помогающие соединить еду с теми, кто в ней нуждается. Так, в Германии действует предложение FoodLoop, сообщающее покупателям в реальном времени о скидках в магазинах на продукты с приближающимся сроком годности. Разработанное в конце 2015 г. в Дании приложение под названием Too Good To Go работает уже в шести странах и позволяет клиентам узнавать, в каких ресторанах, кафе и пекарнях в конце дня распродаются приготовленные блюда. Аналогично, финский сервис ResQ Club позволяет клиентам по выгодным ценам покупать продукты и готовые порции с истекающим сроком годности, приготовленные в ресторанах, отелях, булочных-кондитерских и кафе, при этом скидка на все товары предоставляется в размере 40-70%. Покупки оплачиваются через сервис, после чего их можно забрать в ресторане или кафе.

Понятно, что в вышеуказанных примерах речь шла все-таки о платной, пусть и со значительными скидками, передаче соответствующих продуктов потребителям. Однако в действительности зародившаяся в Германии в 2012 г. концепция фудшеринга, или “обмена едой”, подразумевает ее передачу нуждающимся исключительно на бесплатной основе. Ее самыми активными участниками становятся как магазины и рестораны, передающие всем желающим излишки еды, так и обычные граждане, делящиеся продуктами из своих холодильников и погребов.

Основная суть немецкой концепции фудшеринга заключается в порядке и дисциплине - для того, чтобы прийти в магазин и забрать оттуда бесплатную еду, необходимо в первую очередь зарегистрироваться на соответствующем сайте, вступить в нужную группу и следовать необходимому распорядку выдачи. Обычно для каждым магазином выделяется определенное ограниченное количество человекомест на каждое время, хотя условия могут и отличаться. Также представители магазинов, пекарен и других предприятий общественного питания могут доставлять свою продукцию для раздачи в заранее условленное место, которое также заранее анонсируется на сайте.

Также в Европе широко распространена концепция так называемых “общественных холодильников”, в которых местные жители могут оставить любую еду - как купленную в магазине, так и приготовленную дома (естественно, указав на ней дату изготовления), с тем, чтобы любой желающий мог ее бесплатно забрать. Аналогично действует схема “корзины с едой”, когда каждый, у кого дома образовался излишек еды, может разместить на соответствующем сервере фудшеринга объявление с ее описанием, а также указанием времени и места, где ее можно забрать. Во многих странах собранные волонтерами таким образом продукты потом передаются в общественные столовые либо напрямую в неимущие семьи. Наиболее широко фудшеринг развит в Германии, особенно в Берлине, а также в скандинавских странах, Великобритании, Испании, Италии.


В России идея фудшеринга пока еще только набирает обороты, основная активность у нас пока ограничена Москвой, и Санкт-Петербургом, хотя соответствующие сообщества появились уже во многих наших городах. Пионером в этом направлении стала созданная в 2015 г. 2015 г. в одной из соцсетей группа под названием  “Отдам даром еду”, которая объединила желающих избавиться бесплатно от излишних продуктов в доме. В рамках продвигаемой группой концепции отдать можно любой объем продукта, кроме мяса или рыбы, если на него найдется желающий.

Понемногу набирает силу и проект http://www.foodsharingrussia.ru/, задачей которого является связать магазины, кафе, пекарни, другие предприятия общественного питания, в которых возникают излишки съедобных продуктов, с волонтерами, чья миссия состоит в том, чтобы отданная еда максимально быстро обрела хозяина и была съедена, и не попала на помойку. Эту еду можно употребить самому, накормить друзей и соседей, нуждающихся, пенсионеров, малоимущих, отдать в приюты, социальные столовые. Перепродажа полученной в рамках проекта еды категорически запрещена.

Схема работает следующим образом: когда координаторам проекта приходит информация о том, что какая-то организация готова отдать продукты, они информируют об этом тех зарегистрированных участников, кто находится к месту выдачи ближе всего. Количество человек для каждой организации рассчитывается, исходя из объема продуктов, которые она отдает. За один раз человеку достается 5–7 килограммов, при этом объемы могут меняться, причем каждый раз в разную сторону.  На страницах проекта в соцсетях регулярно появляются сообщения о дополнительном наборе команд по вывозу продуктов. В качестве следующего этапа своей деятельности проект рассматривает организацию в Москве “общественных холодильников” по образцу существующих в Европе.

Понятно, что активистам отечественного фудшеринга гораздо легче найти язык с представителями мелкого и среднего бизнеса, чем с крупными сетями. Последние гораздо более связаны разного рода административными ограничениями, в первую очередь договорами с поставщиками и санитарными требованиями по утилизации продукции. Кроме этого, многие наши магазины практикуют переработку близких к дате просрочки продуктов в своих же кулинарных отделах - для изготовления салатов, котлет, начинки для блинов и т.д. Вместе с тем есть основания верить, что по мере развития фудшеринга в нашей стране к нему будут присоединяться все более и более крупные игроки на рынке продовольственного ритейла.

В данной связи нельзя не упомянуть и тот факт, что излишки продуктов питания у производителей и магазинов забирают в России также и представители первого в нашей стране банка еды  - «Фонда продовольствия «Русь». Данная организация собирает товарные пожертвования (продукты питания и товары первой необходимости) от российских производителей, кафе, ресторанов, магазинов, продуктовые наборы от населения в рамках благотворительных проектов, а также денежные пожертвования от населения на закупку продовольствия. Распределение помощи фонд организует через социальные службы, приходы Русской Православной Церкви и частные некоммерческие организации.

Независимые благотворительные банки еды, созданные под эгидой социально ориентированных НКО и пополняемые в том числе и за счет излишков продуктов из магазинов, существуют уже в нескольких городах России, в частности, Тюмени, Курске и др.



Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.