Мы живём в цифровую эпоху — и применительно к отношениям государства и гражданина это не пустые слова. Компьютеры, интернет, лежащий почти в каждом кармане смартфон сильно упростили и ускорили связь «простого человека» с органами власти. Яркий пример: портал Gosuslugi.ru. Включили компьютер, зашли на сайт — и вот перед вами широкий перечень сервисов, ради которых раньше необходимо было записаться на приём и выстоять очередь. Число посещений только этого ресурса измеряется сотнями миллионов в год, оказанных услуг — десятками миллионов. Более того, пользоваться им начали и люди старшего возраста: по статистике, уже более чем каждый третий россиянин хоть раз побывал здесь — и доля эта стабильно растёт.

Неспешно, но открывают для себя россияне и так называемые мобильные приложения. Тут даже не нужен компьютер, браузер или сайт — только работающая на смартфоне или планшете программа, обычно решающая какую-то одну конкретную задачу. Например, популярные в уральском регионе приложения «Стоп-грязь» и «Чистый город», предназначенные для гражданского контроля за общественным порядком.

Не поленитесь, загляните, попробуйте. Всё очень просто: заметив очевидную проблему на улице (припаркованную на газоне или детской площадке машину, исписанную стену и т.п.), горожанин запускает приложение, с его помощью делает и пересылает снимок. На всё про всё требуются буквально два-три прикосновения к экрану и меньше минуты.

Далее вступает в действие скрытый механизм: фотография, в которой автоматически сохранены координаты съёмки, рассматривается администратором, при необходимости преобразуется в бумажную форму и передаётся соответствующей инстанции (администрация города, ГИБДД, квартальные и т.п.). Важно, что есть обратная связь: по каждому обращению пользователь видит результат — наказали ли нарушителя и как. Приложения, правда, пока менее популярны, чем сайты. Но востребованность их безусловно будет расти по мере того, как россияне знакомятся с этим новым видом взаимодействия с властью.

Работает мобильное приложение «Чистый город» (Верхняя Пышма).
Понятно, чем такая схема интересна населению (экономия времени, простота). Но чем она может быть интересна государству? Во-первых, возможностью экономить: цифровые услуги высвобождают служащих, ранее вынужденных «сидеть на телефоне» и вести очный приём. Во-вторых, возможностью заработать: муниципальный бюджет пополняется в том числе за счёт штрафов.

Уже этих двух причин достаточно, чтобы присмотреться к идее сайтов госуслуг и мобильных приложений внимательней. Однако есть причина и более значительная: облегчив взаимодействие гражданина с властью, мы получаем право надеяться, что взаимодействовать с властью станут чаще. А значит, будет вовлечена часть общества, которая раньше не использовалась. И значит, например, гражданский контроль станет улучшать города и сёла быстрее.

Короче говоря, вооружая население цифровыми инструментами, мы выигрываем во всех отношениях. Вот только где эти самые инструменты взять? Ведь их ещё для большинства задач не существует, их придётся изготовить. А как это сделать и можно ли быстро и дёшево разрабатывать продукты, подобные тем же «Стоп-грязь» или «Госуслугам»? У меня есть хороший, хоть и нестандартный рецепт, позволяющий сделать это почти без привлечения бюджетных средств. Называется он «хакатон», а иллюстрацией пусть послужит только что прошедший в Екатеринбурге хакатон «ЖКХак», устроенный московской «Теплицей социальных техологий». Мне посчастливилось быть его гостем на протяжении всех двух дней работы.


Не пугайтесь термина. Это модное среди продвинутой молодёжи словечко составлено из «марафона» (то есть предполагает состязание) и «хакера» (не взломщика, а просто человека, умеющего и любящего программировать). Так что хакатон, если очень упростить — состязание умов: мероприятие, где собираются программисты, которым ставится какая-то задача и которые за ограниченный срок должны предложить свои способы её решения, а в конце выдать работающий продукт. Скажем, построить веб-сайт или написать мобильное приложение.

«ЖКХак», как легко догадаться, был посвящён задачам жилищно-коммунального свойства. Тема для компьютерщиков пугающая — но не больше, чем пугает программистский сленг специалистов из сферы ЖКХ. Тем интересней было наблюдать, как из всего этого — страха и творческих мук — рождались настоящие продукты.

Какими были идеи на «ЖКХак»? От гениально простых до весьма сложных (чтобы «причесать» и конкретизировать их пришлось потратить не один час!). Вот, например, моя любимая (к сожалению, не взявшая главный приз): «Затопило!». Представьте: вас затопили соседи. Что делать?

Цивилизованное решение предполагает обращение в суд, однако большинство россиян сразу отметут такой вариант как трудоёмкий, требующий специальных знаний. Но почему не облегчить задачу с помощью компьютера? Так появился сайт Zatopilo.help (он заработает в ближайшие дни). Пострадавший, следуя указкам сайта, фиксирует происшествие на камеру, вводит некоторые необходимые дополнительные данные и сразу получает готовое исковое заявление — которое можно распечатать и нести мировому судье.

Забегая вперёд: вот что получилось в результате у команды «Затопило».
Или вот другая идея, частично реализованная на «ЖКХак»: заменить управляющую компанию компьютерной программой. Ведь как сегодня организовано управление домом? Жильцы нанимают УК, которая в свою очередь нанимает специалистов со стороны (сантехников, электриков, дворников и др.), чтобы содержать дом в порядке. Конечно, удобно, однако услуги УК — недешёвое удовольствие. Но почему не избавиться от управляющей компании вовсе, заменив её программой? Это идея проекта «ЖКХит».

Смотрите: вместо УК жильцы нанимают всего одного человека — администратора, которого усаживают за компьютер, где работает «ЖКХит». Эта программа — прежде всего планировщик задач. Типовые задачи в неё уже вложены: например, ежедневная уборка двора, мытьё этажей и тому подобное. Другие задачи ставят сами жильцы: у них на телефонах тоже работает «ЖКХит» — и если кто-то видит, например, сломанную дверь в подъезде, то он может сфотографировать её и отправить администратору. Администратор же нанимает исполнителей задач и расставляет приоритеты. Отчёты об исполнении, кстати, рассылаются через то же самое приложение.

В чём выгода? Один администратор обойдётся точно дешевле целой компании! А дополнительно это позволяет оптимизировать и сделать более прозрачным процесс управления домом: поток задач, исполнение и исполнители, бухгалтерия становятся открытыми — а значит и жильцы, скорее всего, будут довольны.

Были на ЖКХак и другие проекты, но главное, что вы теперь имеете представление об их характере. И можно рассказать как организован процесс превращения идеи в сайт или программу.

Команда проекта «Затопило» приступила к работе.
Первый этап хакатона — подготовка участников. На ЖКХак пришли люди очень разные, как по образованию, так и по возрасту. Одни умеют программировать, другие с компьютером «на вы», зато знают жилищно-коммунальную сферу как свои пять пальцев. Тем и другим не повредят некоторые общие знания. Поэтому хакатон обычно начинают с вводных лекций, призванных облегчить формулировку задачи и начало работы над проектом.

Всем пригодится, например, умение вести интервью, то есть правильно выуживать информацию из людей. Но пригодится и умение извлекать информацию из интернет-ресурсов. Оказывается, значительный объём информации по российскому ЖКХ уже преобразован в цифровую форму и лежит в готовом к употреблению виде, в частности, на сайте data.gov.ru (государственном портале открытых данных РФ). Большие надежды в этом смысле возлагаются и на ГИС ЖКХ — единую информационную систему, куда будут стекаться данные именно по жилищно-коммунальной сфере. Умея программировать, совсем нетрудно научиться запрашивать оттуда информацию и обрабатывать её по своему усмотрению.

Второй этап — генерация идей для проектов. Вот где пригодились люди из ЖКХ! У них уже были готовы «горячие» темы, способные послужить основой для проектов. Так сотрудник Уральской палаты защиты потребителей принёс идею помощи «затопленным» жильцам. А представители одной из УК пришли с идеей лёгкой оплаты коммунальных счетов и дистанционной сдачи показаний счётчиков.

Третий этап — собственно воплощение задумки. Тут работа нашлась для каждого — и в этом главная прелесть хакатона: для реализации даже самых простых, самых прямолинейных идей, требуются специалисты разного профиля. Так «Затопили» потребовался, во-первых, юрист (понимающий схему действий гражданина: что нужно сфотографировать, какие данные собрать, в какой форме изложить, куда обратиться), во-вторых, программист (способный оформить мысленную схему в виде веб-сайта), и в-третьих, очень пригодился удачно отыскавшийся среди участников дизайнер (контроль внешнего вида, разработка логотипа).

И, конечно, здесь и там по десять раз на дню устраивался мозговой штурм: стоит ли, к примеру, сосредоточиться на одной проблеме, но маленькой, или расширить проект на целый класс проблем, но ценой потери фокуса. Так было принято решение сделать конструкцию «Затопило» гибкой, чтобы в будущем к ней можно было подключать другие случаи (не только затопление, но и пожары, аварии и пр.).

«ЖКХак» принимал Музей истории города Екатеринбурга: уютное, необычное место, располагающее к общению и в то же время культурно связанное с темой мероприятия.
А чтобы дополнительно подстегнуть творческую активность (которая, справедливости ради, и так на хакатонах плещет через край: такое уж свойство у мероприятий, где сталкиваются в импровизированном сражении активные личности), стоит предусмотреть небольшой приз. Организаторы «ЖКХак» назначили в качестве призовых 70 тысяч рублей, вручаемых команде-победителю, определяемой независимым жюри (тоже из приглашённых специалистов). Сумма не бог весть какая, но опыт прошлых хакатонов показал, что этого достаточно, чтобы обеспечить проекту старт: например, нанять программиста-профессионала, который доведёт прототип «до ума».

Редко кто из победителей хакатона выпускает свой продукт сразу же. Обычно на доработку уходят несколько месяцев. Но в результате рождаются замечательные проекты. Вот, к примеру, кое-что из придуманного и построенного выпускниками «Теплицы»: «Мишина история» (образовательный сайт, посвящённый всего одной редкой болезни), Smooth.city (прокладка маршрутов по городу для людей с ограниченными возможностями), «Руквартал» (автоматизированные домовые сайты).

И, конечно, успех не гарантирован. Бывает и так, что даже стартовавший проект потом сталкивается с трудностями (как «На набе»: электронная карта набережной Самары, рост которой был ограничен трудностями сбора данных). Это нормально, таков естественный процесс эволюции молодых проектов.


А теперь позвольте подвести итог — и сформулировать, наконец, замечательный рецепт, пригодный даже для небольших городов. Предположим, вы — муниципалитет и у вас есть несколько задач, для которых вы хотели бы получить электронные решения. Так организуйте свой хакатон! Вот порядок действий:

1
Сообщите о мероприятии людям, которые имеют отношение к выбранной вами теме. Скажем, в случае ЖКХ-хакатона очень удачно было пригласить представителей и ТСЖ, и УК, и советов домов, а также юристов, занятых в жилищно-коммунальной сфере. Но обязательно поставьте в известность и учебные заведения. Потому что даже школьники старших классов и тем более студенты будут вам крайне полезны: именно среди них «водится» больше всего недооценённых (временно!) компьютерщиков.

2
Выберите площадку. Так под «ЖКХак» был выделен один из залов Музея истории города Екатеринбурга — и это тоже оказалось очень удачным решением: уютное, необычное место, располагающее к общению и в то же время культурно связанное с темой мероприятия.

3
Подготовьте проектор и экран, стулья и столы, тёплый обед, электрические удлинители (лучше по одному для каждого стола), плюс беспроводной интернет (давно не проблема в местах общего пользования). Не забывайте, что есть компании и организации, готовые организовать такое мероприятие за вас или для вас.

4
Ограничьте участников по времени, особенно в публичных выступлениях (чтобы не разливались мыслью). И выгоняйте всех на ночь: увлечённые задачей, компьютерщики могут не заметить, как зайдёт, а потом взойдёт солнце.

5
Соберите независимое жюри и назначьте небольшой, но приятный приз.


6
Дайте команду на старт!


P.S. В статье использованы фотографии автора, графическая работа «Теплицы социальных технологий».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.