Есть мнение, что высшей ценностью в подлунном мире является человеческая жизнь. И особенно она дорога должна быть в странах, совершивших урбанистический демографический переход, когда мала рождаемость. Смертность от ДТП в России за прошлый год снизилась на 12,7%, но все равно составила 16 749 человек, ранения получили 180 637 человек. Так за девять лет Афганской войны потери вдвое большего СССР составили 14 453 человека… Что же мы можем сделать для того, чтобы хотя бы слегка уменьшить эти страшные цифры? Ведь даже самый младший разряд их – спасенная человеческая жизнь…

На дороге видишь много всякого разного. Равномерно движется махина седельного тягача с фурой, украшенной логотипом интенсивно растущей сети дискаунтеров. Несется в кабриолете, бойко перескакивая между рядами, молодая парочка. Но смертельный ужас вызывает соседство с таким широко распространенным и любимым соотечественниками видом транспорта, как маршрутное такси. Микроавтобус, осуществляющий перевозку пассажиров по более-менее регулярным маршрутам, но без строгого расписания.

Родился такой бизнес в США век назад, когда появились сразу две его составляющие – добротно мощеные и асфальтированные улицы и дешевые автомобили конвейерной сборки. До этого городские перевозки были монополией трамвайных компаний, выросших из конных железных дорог (положить пару-две рельсов было дешевле, чем мостить улицы, а электромотор вошел в быт раньше, чем двигатель внутреннего сгорания…). Старые детективы, лучше описывающие детали быта, чем исторические романы, рассказывают нам, что папа Лили Роуэн, подружки Арчи Гудвина из цикла про Ниро Вульфа, нажил состояние именно трамвайными подрядами.

Так выглядела американская «маршрутка» век назад…

Но на прибыльное дело всегда слетаются конкуренты – и в час пик трамвайные линии стали дублироваться «снимавшими сливки» перевозчиками на автомобилях – jitney. Проезд в них стоил никель, 5 центов. Двигались они по маршрутам трамвая. Останавливались по требованию пассажиров, выпуская их где удобно и подбирая, если есть свободные места. Расписаний не было, но многочисленность jitney компенсировала этот недостаток.

Почему jitney были рентабельны? Прежде всего, в отличие от трамвайных компаний, вложивших деньги в свои рельсовые пути и контактную сеть, они обходились только «подвижным составом», используя в остальном для своей выгоды ресурс общего пользования – мощеные или асфальтированные муниципалитетом улицы. Если трамваи шли и в час пик, и при минимуме пассажиров, то jitney выезжали только в изобильные пассажирами часы. Никакого страхования жизни пассажиров не было. Водителями трудились иммигранты, не сумевшие найти другой работы. Не правда ли, довольно знакомая картина?

Американским маршруткам не повезло. Трамвайные компании были важной частью экономики, имели приличные лоббистские возможности и легко продавили в муниципальных советах решения, соответствующие как интересам трамвайщиков, так и сохранению жизни граждан. Прежде всего – обязательное страхование жизни пассажиров. Затем – запрет посадки-высадки пассажиров в тех местах, где это опасно для жизни. Наличие расписания и согласованных с мэрией часов работы – зарабатываешь на ресурсе общего пользования, городских улицах – прекрасно, но возьми и ответственность, вози людей не только в час пик…

Так что вскоре количество американских itney упало до разумного уровня, они сохранились лишь там, где трамваи и автобусы не набирают массы пассажиров, нужных для рентабельности… В СССР маршрутки тоже были – вот начало «Живых и мертвых» Симонова: «О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе, на жарком привокзальном пятачке. Они только что сошли с поезда и стояли возле старого открытого «линкольна», ожидая попутчиков, чтобы в складчину доехать до военного санатория в Гурзуфе.». «Старый линкольн» – это ж аналог американского jitney…

Но генетически постсоветские «маршрутки» с рафиками государственных автопарков, возивших в восьмидесятых к фирменным магазинам «за двугривенный» (четыре цены билета в метро), никак не связаны. Они появились, когда наложились друг на друга два процесса – муниципальный транспорт, в 1990-е исполнявший социальную функцию перевозок по символическим ценам, из-за недостатка инвестиций резко сократил число выходящих на линию машин, а цена микроавтобусов упала до уровня, сделавшего их эксплуатацию весьма рентабельной.

И засновали сначала по городам, а потом по поселкам и селам шустрые маршрутки. Снявшие в значительной степени проблему быстро и недорого переместиться из пункта А в пункт Б… Но – при условии, что пользующийся этим транспортом пассажир не очень блюдет присущий всем авраамическим религиям запрет как на самоубийство, так и на покушение на оное! Манера езды водителей маршруток ужасала тех, что получал права в 1970-е и привык к чинной и размеренной манере вождения водителей советской категории D, садившихся за руль автобуса, уже имея приличный стаж.

«Шахид-такси», мгновенно образовавшееся прозвище маршруток, не несет никакой негативной коннотации к какой-либо религии…

«Шахид-такси», мгновенно образовавшееся прозвище маршруток, не несет никакой негативной коннотации к какой-либо религии. Оно отражает именно общепринятую оценку опасности езды в маршрутках… А ведь сначала для таких перевозок использовались машины, конструировавшиеся как развозные фургончики, и наскоро переделанные в пассажирские установкой кресел… Такое приводило к жутким последствиям. Устроишь потерявшую работу даму продавщицей мороженного – а потом проведываешь ее в психоневрологическом; она угодила туда после того, как у нее на глазах заживо сгорели пассажиры маршрутки.

Чаще всего на дороге видишь именно перевернутые маршрутки…

И такие истории повторялись регулярно по всей стране – вот совсем свежий случай, хорошо, что без жертв («В Туле сгорела маршрутка»). Но все же это происходит редко, так что видеть горящую маршрутку не доводилось, да и большинство микроавтобусов сейчас приличных фирм, специально сконструированы как микроавтобусы – в реальности за боковыми стеклами слишком часто видишь другое. Людей, искалеченных и убитых при переворачивании маршруток. Типичная картина – стоит кореянка или француженка, тонна двести максимум. А рядом – лежит на боку, порой со следами переворота через крышу, маршрутка…

У купе или хетчбека когда колесо оторвано, когда радиатор разбит. Людей сберегли ремни и надувшиеся мешки… А в маршрутке – много хуже. Там пассажиры. Полторы дюжины… И про многих из них можно сказать только одно – были! Ну ладно, когда маршрутку с оторвавшимся колесом выносит на полосу встречного движения. Но ведь и когда она сцепится на регулярно собирающем кровавую жатву повороте с неразмеченной осевой с легковушкой – погибшие бывают именно в маршрутке.

И когда хватает нервов вылезти и посмотреть вокруг – видишь очень простую и очень страшную вещь. Практически всегда жизни погибших пассажиров можно было бы спасти при очень простом условии – соблюдении Правил дорожного движения, раздела 2, Общие обязанности водителя. Пункта 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями… Казалось бы, так просто… И маршрутки, используемые для междугороднего сообщения, ремнями безопасности с 2010 года оборудованы, но…

Смотришь на последствия аварии – а ремни-то завязаны аккуратненько за креслами. Так проще – не запачкаются о грязный пол, не изгваздают одежду пассажира… Только вот цена незастегнутого ремня – жизнь студентки, ехавшей к родителям и лежащей раздавленной среди конспектов и альбомов. Выбитые зубы, сломанные челюсти – это так, их и в расчет брать неприлично на этом фоне. Происшествия с маршрутками на шоссе можно видеть часто, специализированные издания приводят жуткие цифры – «Число аварий с участием маршруток возросло в 5 раз», «Статистика ДТП по маршруткам и автобусам за 2014 год 838 093»… Сотни тысяч, приближающиеся к миллиону!

И люди, которых можно спасти от смерти и травм простым действием – приучив ездить только с пристегнутым ремнем безопасности. Скажем прямо, после каждого резонансного ДТП ГИБДД проводит в регионе рейды, маршрутников штрафуют, но потом ремни безопасности опять возвращаются завязанными за спинки кресел. А ведь это проблема не только тех отважных, кто ездит в маршрутках – представьте себе, что вы зацепились с маршруткой на неразмеченной дороге, регистратор не сработал, а пассажиры маршрутки (возможно, исходя из того, что с водилы-гастарбайтера много не взять) винят во всем владельца приличной иномарки…

То есть проблема не пристегнутого в маршрутке ремня есть проблема всего общества. Как же можно начать ее решать? Похоже, за нее должны взяться и не те, кто в маршрутках ездит – как бомжам помогают нормальные люди. Тот, кто привычно садится в маршрутку, не застегнув ремень, может и не осознавать проблему… А вот тот, кто проезжает мимо в нормальной машине, блюдя ДТП, об опасности, грозящей соотечественникам, может и не знать. Так что делать?

А вот что интересное пишут – «каждый 15-й нетрезвый водитель на дорогах выявляется благодаря поступающей от общественности информации». То есть участники движения привыкают сообщать ГИБДД о пьяных водителях! А почему бы не приучить сообщать и о маршрутке с непристегнутыми пассажирами? Чтобы ответственным за это был водитель маршрутки, пренебрегающий ПДД, а не тот невезучий, с кем эта маршрутка столкнется… Есть же у нас общественные организации автомобилистов, то же «Общество синих ведерок» – так почему бы им не добавить маршрутников без ремней безопасности к объектам своего интереса?

По масштабу проблема езды без ремней безопасности сравнима с проблемой незаконных свалок. Последней сейчас очень успешно занялся Общенародный Народный Фронт с его картой свалок. Так почему бы не взяться за проблему безопасности перевозок людей – создать некий аналогичный ресурс по перевозчикам-нарушителям? Ведь свалка убивает экологию медленно, а незастегнутый ремень безопасности – убивает и калечит быстро.

Проблема наверняка решаема. Маршрутников уже отучили притираться к тротуару в неразрешенных местах – они смирно стоят хвостиком у законных остановок. (То есть в схожей ситуации наши муниципалитеты приняли те же решения, что и мэрии США веком раньше!) И «стоячими» не возят – боятся… А вот ремень безопасности – проблема еще не решенная. Но – уносящая жизни. Не навалиться ли на нее всем миром?

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.