Наталья Грохольская — главный эксперт федеральных грантовых комиссий и ответственный секретарь экспертного совета конкурса «Православная инициатива» — провела мастер-класс для делегатов VII Съезда некоммерческих организаций России, состоявшегося на прошлой неделе. Эксперт рассказала, как правильно составить заявку на грант и поделилась рекомендациями.

Грантооператоры вправе устанавливать свои требования к получателям грантов, законодательство не регламентирует ни процесс подачи заявок, ни их форму. Поэтому Наталия Грохольская советует НКО еще до подачи заявки внимательно ознакомиться с сайтом грантооператора и связаться с его представителями, чтобы уточнить непонятные моменты.

По словам госпожи Грохольской, прежде чем подавать заявку на грант НКО нужно сопоставить три параметра: «я хочу», «я умею» и «это нужно». Если все параметры согласуются, есть смысл участвовать в конкурсе. Хотя надо помнить, что шанс получить грант всегда тем больше, чем меньше НКО работают в данном сегменте.

«Я хочу»

  • Учитывайте области, в которых работает выбранный вами грантооператор: общие направления вашей работы должны совпадать.
  • Изучите положение о конкурсе: в каком регионе он проводится; что именно требует грантодатель; каковы цели и целевая аудитория проекта; каков должен быть ваш собственный вклад в проект. Изучите также прилагаемые документы.
  • Обратите внимание на то, как грантодатель сформулировал цели / темы конкурса. Это та область, где вам ничего своего придумывать не надо. Убедитесь, что ваша деятельность соответствует требованиям конкурса и сформулируйте цели и задачи своего проекта.

«Я могу»

  • Не хватайтесь за решение глобальных проблем. Сосредоточьтесь для начала на одной-двух конкретных проблемах, актуальных для вашего района, города, региона.
  • Задачи, которые вы перед собой ставите, должны коррелировать с бюджетом и возможностями вашей НКО.
  • В разделе «актуальность заявки» не нужно рассказывать обо всем богатом опыте вашей НКО! Расскажите о той его части, которая соответствует заявленной вами проблематике и целевой аудитории; приведите примеры того, что вы на этом поле уже сделали; напишите, какие у вас есть специалисты.
  • Упоминайте в заявке (только) тех людей, которые работают с проектом, на который вы хотите получить грант. Если руководитель проекта и руководитель НКО — разные лица, обязательно нужно указывать имя руководителя проекта.

«Это нужно»

  • Ваш проект должен решать конкретные проблемы, и это должны быть социально значимые проблемы!
  • Подтверждайте актуальность проекта данными статистики и исследований, цитируйте заявления официальных лиц и выступления экспертов.

Цели и задачи проекта: конкретные и измеримые

В заявках на получение гранта нередко перепутаны цели и задачи проекта, говорит Наталья Грохольская. При этом именно на формулировку цели эксперты обращают внимание в первую очередь.

Цель проекта должна быть посильна НКО-заявителю. А задачи — это то, что помогает вам достигать цели. Задачи, в свою очередь, решаются в ходе выполнения конкретных мероприятий.

Например:
Цель проекта — уменьшить число молодых людей, зависимых от наркотиков и алкоголя в городе N; приобщить их к здоровому образу жизни.
Задачи проекта — разъяснение и профилактика (конкретизируйте).
Мероприятия — проведение велопробега (конкретизируйте).

Результатом проекта должны стать изменения в заявленной проблематике — качественные и количественные. И те, и другие могут быть измерены, и, читая вашу заявку, эксперты должны понимать: каким образом вы будете оценивать изменения.

Понимайте сказанное буквально, опишите в заявке:

  • в чем вы будете измерять объем проделанной работы?
  • на каких этапах проекта вы проведете промежуточные измерения (чтобы убедиться в успешности проекта)?
  • что качественно изменит вся проделанная вами работа?

Вы должны показать экспертам, как вы будете менять ситуацию с помощью намеченных вами мероприятий, какие ожидаются улучшения и на каких этапах. Имейте в виду, что качественные результаты проекта должны быть увязаны с его целью и работать на решение социальной проблемы.

Собственный вклад НКО в проект

Правилом хорошего тона считается собственный вклад НКО в размере 25% и более. Но обратите внимание, что «собственный вклад» — это не только деньги, и чаще даже совсем не деньги (если иное не оговорено в положении о конкурсе).

Это может быть безвозмездный — полностью или частично — труд специалистов. Или помещение, даже если сама НКО за него не платит. Это — амортизация вашего транспорта, компьютеров и оргтехники; доступ к интернету и городской телефон. Все это имеет свою стоимость, может быть высчитано и может являться собственным вкладом. Если у вас есть расходы на мероприятия с привлечением сторонних организаций, давайте ссылку на их сайты.

В расчете стоимости проекта всегда нужно показывать: зарплату специалистов, налоги, расходы на банковское обслуживание.

Однако эксперты не готовы выделять деньги на мобильную связь, создание или дизайн сайта, на полиграфические услуги (исключение: ваш проект — книгоиздательский), а также на оборудование, если оно не жизненно важно для вашего проекта.

Полезные хитрости для получателей грантов

В этом разделе мы собрали советы разных специалистов, которые проводили мастер-классы в рамках VII Съезда некоммерческих организаций России. Надеемся, что они помогут вам осуществить все задуманные вами проекты.

  1. Сосредоточьтесь не на том, чтобы «получить деньги». Ваша задача — решить проблему. Так и пишите в заявке: «Мы хотим решить проблему, и хотим привлечь для этого средства гранта».
  2. Готовьтесь к конкурсу заранее. Если срок подачи заявок на грант 31 августа, поставьте себе дедлайн 15 августа. Если вы чего-то не успеваете, у вас будет запас по времени.
  3. Написав заявку, дайте прочитать ее своим знакомым. Если написанное поймут они, значит заявка составлена грамотно, значит ее поймут и эксперты.
  4. Помните, что помимо президентских грантов, есть еще региональные. Есть гранты больших корпораций и частных фондов. В конце концов, есть краудфандинговые площадки, на которых тоже можно собирать деньги.
  5. Репутация вашей НКО очень важна. Чем больше вы работаете с какой-то проблематикой, чем лучше вас знают, и тем больше у вас шансов получить грант.
  6. Половина успеха — это позиционирование. Вокруг проекта не должно быть информационного вакуума, это ломает проект. И если о вашей НКО ничего неизвестно или известно очень мало, ваши шансы получить грант не велики.
  7. Собирайте отзывы и благодарности. Если в ваших проектах вы взаимодействуете с органами власти, берите у них партнерские письма, где сказано о вашей совместной и успешной деятельности.
  8. НКО должны уметь зарабатывать деньги, пользуясь рыночными механизмами. Ищите такие возможности.

И наконец, всегда помните о том, что грантодатель вправе и должен требовать от вас точного соблюдения всех положений, которые он указал, объявляя конкурс, а также отчетности по итогам проекта. Все требования грантооператора будут прописаны в договоре, который вы с ним заключите. Если НКО не выполняет положения договора или выполняет их недобросовестно, если организация не предоставляет отчетность, сдает ее не полностью или не вовремя, грантооператор может потребовать от НКО вернуть ему деньги.


В статье использованы фотографии Территории Смыслов.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.