В начале 2015 года в России вступил в действие федеральный закон № 442-ФЗ, который дал гражданам, получателям социальных услуг, возможность выбирать поставщика этих услуг. А организации «третьего сектора», оказывающие социальные услуги, получили возможность работать с населением наравне с государственными учреждениями.

Однако к концу 2016 года очень немногие НКО были включены в реестры поставщиков социальных услуг. Например, в реестре поставщиков социальных услуг города Москвы только два НКО, в реестре Липецкой области — всего четыре. Можно предположить, что не все НКО, работающие в социальной сфере, знают, что могут добиться включения в региональные реестры и получать государственные субсидии, причем на регулярной основе.


До 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, которые финансируются из соответствующих бюджетов, могут быть поэтапно перенаправлены НКО — поставщикам социальных услуг.

Где искать реестр?

Реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг уполномочены формировать и вести органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

В субъектах Федерации эти органы могут называться по-разному. Мы приведём примеры названий органов государственной власти, которые заведуют реестром:

  • департамент труда и социальной защиты населения города Москвы;
  • министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края;
  • министерство социальной политики Красноярского края;
  • министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
  • министерство социального развития Республики Дагестан;
  • управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области;
  • департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

Реестры поставщиков социальных услуг сформированы сегодня в каждом субъекте РФ. В соответствии с требованиями законодательства РФ, реестр поставщиков должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ.

Эти же органы государственной власти разрабатывают региональные программы социального обслуживания, обеспечивают финансирование этих программ, утверждают перечни социальных услуг и порядок их предоставления поставщиками, определяют размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

Перечни социальных услуг и порядок их предоставления поставщиками могут различаться от региона к региону. Однако органы государственной власти субъектов РФ не могут понижать уровень социального обслуживания населения по сравнению с базовым уровнем, который задан законом № 442-ФЗ; региональный перечень социальных услуг может быть расширен за счет дополнительных услуг населению.

Каждый регион также может утверждать свои стандарты социальных услуг; они регламентируются региональным законодательством.

Преимущества включения НКО реестр поставщиков социальных услуг:

НКО сможет получать субсидии, которые полностью или частично компенсируют ее расходы на оказание социальных услуг.

Большое преимущество включения НКО в этот реестр в том, что организация сможет получить доступ к государственному финансированию на регулярной основе.

Добровольность и льготы.


Включение НКО в реестр поставщиков социальных услуг — это право организации. Она не обязана этого делать.

Организации включаются в реестр поставщиков социальных услуг добровольно. То есть вы имеете право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без включения НКО в реестр.

Однако льготами и возможностями для получения финансирования могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

В частности, включенные в реестр организации могут получать налоговые льготы, а также компенсации за социальные услуги, оказываемые гражданам, в том числе в рамках индивидуальных программ. (Заметим, что представители министерства труда и соцзащиты, являющиеся агрегаторами этого реестра, неохотно идут на выделение субсидий «не своим», а вхождение в реестр даст вам равные права с госучреждениями).

Какие организации могут быть включены реестр поставщиков социальных услуг:

Чтобы НКО была включена в реестр, в ее устав должен быть внесен хотя бы один из видов деятельности, которые определены в законе №442-ФЗ (в статьях 20 и 21) или есть в перечне социальных услуг, который утвердил субъект Федерации.


Обязательное условие для включения в реестр: на момент подачи документов, ваша организация должна отработать в данной сфере 5 лет.

В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели ее деятельности. Поэтому для подтверждения того, что организация может осуществлять ту или иную деятельность, нужно предъявить устав организации. Если в вашем уставе таких видов деятельности нет, в него нужно вносить изменения.

Порядок включения НКО в реестр

Для включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг держателю реестра необходимо представить:

  • письменное заявление о включении в реестр по утвержденной форме
  • сведения об организации на бумажном носителе с приложением копий документов.

На основании сведений об организации держатель реестра затем формирует Паспорт поставщика социальных услуг.

Сведения об организации перечислены в законе №442-ФЗ (в статье 25). Однако — обратите внимание! — органы государственной власти субъектов РФ могут дополнять этот список.

  1. полное и (если есть) сокращенное название НКО;
  2. дата государственной регистрации;
  3. организационно-правовая форма (в соответствии с ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях»);
  4. адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг; 
  5. фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
  6. информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости); 
  7. сведения о формах социального обслуживания
  8. перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; 
  9. тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; 
  10. информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания; 
  11. информация об условиях предоставления социальных услуг; 
  12. информация о результатах проведенных проверок; 
  13. информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет; 
  14. иная информация, определенная Правительством РФ.

Для подтверждения сведений об организации к ним следует приложить копии: учредительных документов; свидетельства о государственной регистрации; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (выписка из ЕГРЮЛ); документа о назначении руководителя; имеющихся лицензий — если сфера деятельности НКО подлежит лицензированию).

Обратите внимание, что сведения об организации и копии документов должны быть заверены подписью руководителя НКО и скреплены печатью.

Необходимые уточнения:

Во-первых, мы рекомендуем вам внимательно изучить требования для включения в реестр поставщиков социальных услуг в вашем регионе, поскольку органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания могут запрашивать дополнительные документы или сведения и ужесточать требования к поставщикам. Эти требования перечислены в документе, который, как правило, называется «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг».

Так, например, в Москве поставщик социальных услуг должен иметь недвижимое имущество, необходимое для предоставления соответствующих социальных услуг — в собственности, в аренде, субаренде или в безвозмездном пользовании. Заявитель должен предоставить информацию о кадровом обеспечении, при этом его работники, оказывающие социальные услуги, должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. В Красноярском крае требуют информацию о состоянии зданий и помещений, предназначенных для оказания социальных услуг (при их наличии), а также сведения об их оснащённости всеми видами коммунально-бытового обслуживания и телефонной связью. А вот в Костромской области перечень требуемых документов даже меньше, чем в приведенном списке.

Во-вторых, тарифы (п. 9) на социальные услуги НКО по формам обслуживания и видам услуг в некоторых регионах не могут превышать утвержденные региональными органами власти (такое требование есть, например в Москве). Сведения о тарифах могут быть представлены в виде приказа руководителя организации об установлении тарифных ставок.

В третьих, не стесняйтесь рассказать об опыте работы НКО (п. 13). Сведения об опыте работы за последние пять лет можно подавать в свободной форме. Например, кратко опишите социальные проекты и программы: их названия, территориальный охват, срок реализации, цель и задачи, перечень основных мероприятий и акций, ваши достижения и результаты — желательно и количественные, и качественные. Рассказ о проведённых мероприятиях и акциях подтверждайте фотографиями, статьями, отзывами или интервью, ссылками на публикации. Такие подтверждения — всегда большой плюс.

Кроме того, мы рекомендуем при подаче документов для регистрации всегда составлять опись документов и прикладывать её к пакету документов.

Причины отказа

Отказать заявителю могут в случае, если документы не заполнены или заполнены неправильно, неправильно оформлены; содержат недостоверные или противоречащие сведения; имеют (не оговоренные) исправления, подчистки, приписки. Возможные причины отказа также следует уточнить в региональном документе «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг».

Сроки

Проверка сведений, представленных потенциальным поставщиком социальных услуг, занимает обычно 10-15 дней (в зависимости от региона). Сроки проверки и порядок взаимодействия с чиновниками также оговариваются в приказах о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг. В некоторых регионах в течение трех дней вам могут сообщить о том, какие нужны дополнения или уточнения.

Если все документы заполнены правильно, вам выдадут регистрационный номер учетной записи в реестре.

Помните, что с момента включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг, ваша организация несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре. Заранее уточните сроки, когда вы должны сообщать об изменениях.

Какие услуги называются социальными? «Социальная услуга — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. (№442-ФЗ)


В статье использованы фотографии с официального сайта губернатора Челябинской области.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.