Список плановых проверок НКО на 2017 год появился на днях на сайте Минюста России.

Министерство юстиции России контролирует соблюдение некоммерческими организациями и их структурными подразделениями законодательства РФ; соответствие их деятельности заявленным целям, предусмотренным их учредительными документами. Наряду с органами прокуратуры, Минюст наделен полномочиями по противодействию экстремистской деятельности и может выносить предупреждения или обращаться в суд с заявлением о ликвидации НКО или о запрете ее деятельности.

Минюст проверяет также расходование денежных средств и использование другого имущества организации: они должны соответствовать заявленным НКО целям и задачам. В ходе проверки могут выявлены нарушения, контроль которых не входит в компетенцию ведомства, например, нарушения в сфере предпринимательской деятельности. В этом случае в течение 15 дней документы, свидетельствующие о нарушении, будут переданы специалистами Минюста в соответствующий контрольно-надзорный орган.

При проверке все контролирующие органы обязаны руководствоваться федеральным законом №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако есть еще ряд специальных законов, регламентирующих деятельность самих проверяющих органов, и их административные регламенты, определяющие порядок проведения проверок (см. Административный регламент Минюста).

Согласно ФЗ № 294, один и тот же контрольно-надзорный орган может проводить плановые проверки НКО не чаще, чем один раз в три года. Однако внеплановые проверки могут проводиться чаще и без обязательного предварительного уведомления проверяемой организации.

О проведении плановой проверки проверяемую организацию обязаны известить заблаговременно, не позднее, чем за три рабочих дня. При этом вам должны направить заказное письмо с уведомлением о вручении или электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Проверка может быть выездной (по месту нахождения организации или по месту ведения деятельности) или документарной (без выезда). В последнем случае специалисты Минюста направляют в организацию запрос на предоставление документов. Копии документов, которые направляются проверяющим, должны быть заверены подписями руководителя или уполномоченного представителя, или другого должностного лица НКО и печатью; допускается отправка электронных документов.

Обязательно подписывайте акт приема-передачи документов.

Если вы не можете по каким-то причинам предоставить запрошенные документы, отправьте заказное письмо с объяснением причин, иначе проверяющие могут посчитать, что вы уклоняетесь от проведения проверки.

Проверка любого вида не может превышать 20 рабочих дней. Однако срок проверки может быть продлен еще на 20 дней, соответствующее решение подписывает министр юстиции, его заместитель либо начальник территориального органа Минюста на основании мотивированного предложения специалистов, которые проводят выездную плановую проверку.

Что нужно предпринять перед проверкой:

1.     Проанализируйте действующие нормативно-правовые акты в той сфере, которой касается проверка. Проверка проводится за определенный период времени, и деятельность НКО должна соответствовать законодательству на момент ведения этой деятельности («закон не имеет обратной силы»).

2.     Выявите «проблемные места» и, по возможности, устраните несоответствия еще до начала проверки. Примеры типичных несоответствий: название должности руководителя НКО не совпадает с указанным в уставе организации, не соблюдается порядок раскрытия информации о деятельности НКО и так далее.

3.     Изучите положение о Министерстве юстиции и административный регламент проведения Минюстом проверок НКО.

4.     Проверьте наличие и ведение в вашей организации журнала учета проверок.

5.     Перед началом проверки необходимо запросите у проверяющего копию приказа о проведении проверки. В нем должны быть указаны сроки проведения проверки, вид и предмет проверки, а также перечислены лица, уполномоченные на ее проведение.

6.     Помните, что проверяющие не могут использовать материально-технические ресурсы, имущество, финансовые и другие ресурсы вашей организации. Однако здесь есть исключение: при выездной проверке они могут попросить предоставить им изолированное помещение, организационно-технические средства и, по возможности, средства связи.

7.     Если проверяющие сочтут, что ваша организация уклоняется от проведения проверки или препятствует ей, проверяющий (председатель комиссии) имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В ходе проверки:

Руководитель или должностное лицо, или уполномоченный представитель НКО имеют право:

1.     присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки;

2.     получать информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3.     указать, что ознакомлены с результатами проверки, или отказаться с ними ознакомиться, а также заявить согласии или несогласии с результатами проверки. В акте можно также отметить согласие или несогласие с отдельными действиями проверяющих.

4.     Действия или бездействие должностных лиц проверяющего органа, которые повлекли нарушение прав некоммерческой организации при проведении проверки, могут быть оспорены в административном и (или) судебном порядке.

Протокол (акт) проверки выдается руководителю НКО (должностному лицу) под расписку. В случае отказа от ознакомления с актом проверки, он будет направлен организации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если акт не выдан, результаты проверки будут признаны недействительными. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (приложение 3).

Обязательно вносите в акт проверки свои замечания и возражения, аргументируя их ссылками на конкретные положения нормативно-правовых актов.

После проверки:

По итогам проверки также выносится предупреждение (представление) об устранении выявленных нарушений, где указывается срок, отведенный на устранение нарушений.

Если вы не согласны с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, или с представлением, вы можете в течение 15 дней со дня получения этих документов направить в центральный аппарат Минюста свои письменные возражения. Они могут касаться акта и представления в целом или отдельных положений этих документов. Например, вы можете указать, что уже запланировано собрание, в повестке дня которого стоит вопрос о принятии устава в новой редакции. К письму нужно приложить документы (заверенные копии), которые подтверждают обоснованность ваших возражений. Но ответ — это право организации, а не обязанность.

По возможности, старайтесь устранять выявленные нарушения в ходе самой проверки.

Срок на устранение остальных выявленных нарушений будет указан в акте проверки, который вы получите после ее завершения. Если вы не получили письмо с актом вовремя, и отведенное вам время истекает или уже прошло, немедленно обратитесь в канцелярию проверяющего органа с просьбой о продлении этого срока.

Изучите требования проверяющих и определите порядок устранения нарушений. Если они не устранимы задним числом (например, вы не вели раздельный учет целевых поступлений и их расходования) примите меры к тому, чтобы ошибка не повторялась в дальнейшем.

В первую очередь (если вы не сделали этого раньше) сдайте в Минюст отчеты о деятельности НКО, разместите их на сайте, опубликуйте в газете объявление о том, где и когда можно ознакомиться с отчетом, и уведомите об этом Минюст.

Напомним, что помимо Минюста, НКО могут ежегодно проверять и другие контролирующие органы. Налоговая инспекция, прокуратура, органы противопожарного надзора проводят плановые и внеплановые проверки. Списки плановых проверок, размещаются на официальных сайтах контролирующих органов в конце каждого года.

В статье использованы методические материалы по вопросам поддержки СО НКО, размещенные на портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Минэкономразвития РФ.


Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.