Проблема выпадания людей из общества оказалась для нашей страны весьма актуальной – об этом мы рассказали в статье «Бездомность – корни и учет феномена». Ну а как с этим бороться? Какие формы и структуры для этого были созданы в мире, какие организации показали свою эффективность? Давайте начнем их рассмотрение с The Salvation Army, с «Армии Спасения», работающей с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, с 1865 года…

Ну, долгая история это хорошо, но как у «Армии Спасения» обстоит дело с эффективностью, столь ценимой в нашем обществе? Есть в Чикаго такая некоммерческая организация, как CharityWatch. Основанная четверть века назад, она занимается интереснейшим делом – оценивает в цифрах эффективность благотворительных организаций. Сколько добрых дел они могут сделать на единицу пожертвований? Как много этих пожертвований они собирают? Сколь эффективно формируют из них благотворительные фонды (эдакие запасы на тяжелые времена)? Как у них дело обстоит с прозрачностью, с качеством отчетности?

Так вот, The Salvation Army традиционно получала от CharityWatch высшие уровни оценок финансовой эффективности – то есть на единицу пожертвований они умеют делать максимальное количество добрых дел. И умеют это уже полтора века! Так что же это за организация? И почему она – «Армия»? Это, кстати, вызывало анекдотические коллизии в начале двухтысячных, когда «Армию Спасения» признавали незаконным военизированным формированием (напомним младшим читателям, что тогда в разгаре была Вторая Чеченская, и к незаконным вооруженным формированиям все относились весьма нервно…).

Памятник Уильяму Буту на улицах Лондона, там, где он служил людям…

Итак, история. В 1865 году лондонский методистский проповедник Уильям Бут создал организацию, получившую название East London Christian Revival Society, Восточно-Лондонское Христианское Общество Возрождения. Давайте, приступая к рассказу о нем, сразу же избавимся от нескольких весьма распространенных предрассудков. Организация, созданная священнослужителем, не обязательно церковь – создал же аббат Мерсенн науку баллистику…

Бут создавал это общество ни в коем случае не как новую церковь. (Как писал в позапрошлом веке Брокгауз «армия спасения не представляет ни новой религии, ни даже особой секты»…) Хотя «Армию Спасения» и относят к протестантским церквям с уэслианским богословием, она не имеет таких признаков Церкви, как исповедывание Таинств и принятие Причастия. Христианская она была прежде всего в плане моральной доктрины, реализуемой в практической деятельности. Деятельности, направленной на помощь самым слабым и нуждающимся членам общества.

А вот о том, как впадают в нищету, Бут знал на собственном опыте – он родился в достаточно обеспеченной, но разорившейся семье; подростком, вместо учебы, должен был зарабатывать на жизнь подмастерьем портного… Помощь ему тогда оказали проповедники методистской церкви – и он видел, как много людей его жизненного положения, не получив вовремя поддержки, обратилось к пьянству, впало в окончательную нищету… И Уильям Бут делает целью своей жизни не богословие в прямом смысле этого слова, а практическую реализацию христианской (в самом широком смысле слова – вседеноминационной) морали.

Морали – в самом простейшем понимании. Не пить. Не употреблять наркотиков (Ист-Энд тогда был не богемным, а просто нищим припортовым районом, но с опиумокурильнями в нем было очень неплохо – не весь индийский опиум шел на рынок Китая, кое-что просачивалось и в метрополию). Не избивать жену и детей. Оставить криминальные и полукриминальные промыслы, а овладеть какой-либо профессией. Найти себе постоянную работу, обзавестись постоянным жильем. Мало и просто? Но в обществе, только вступающем в фазу индустриального перехода, где не сформированы институты социальной защиты, это было очень и очень много…

Но как уговаривать людей из социальных низов предпочесть сивухе и садистскому наслаждению выплеснуть свои унижения на более слабых домочадцев добронравную трудовую и семейную жизнь, скучную и однообразную? Ведь – «Он кто? Инженеришка рядовой. Ну что у него за жизнь? Утром на работу, вечером с работы, дома жена, дети сопливые. … А ты? Ты – вор! Джентльмен удачи! Украл, выпил – в тюрьму. Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!» – имело свои аналоги и в фабричной Англии, только целевая аудитория Бута и помыслить не могла о карьере инженера, в тогдашнем социуме этому соответствовал крепкий ремесленник…

Задача нетривиальная. И Бут подошел к ней с изобретательностью, которой могли бы позавидовать самые высокооплачиваемые рекламщики и маркетологи. Сначала он придумал для продвижения своих ценностей – трезвости и добронравия – использовать привлекающую людей во все времена эстетику карнавала (см. «Головная боль по имени «Хэллоуин» в свете учения Михаила Михайловича Бахтина»).

В конце концов, почему это грех должен быть красочным и веселым, а добродетель унылой и скучной. Бут решил сделать наоборот!

Первые выступления «Армии Спасения» выглядели примерно так, марш оркестра и речь с импровизированной трибуны – хотя это уже и не трущобы Ист-Энда, это – Австралия весны 1942 года, ждущая высадки японцев, и помощь нужна жертвам войны…

По свидетельствам современников, моральным проповедям Бута обыкновенно предшествовала музыка: при звуках барабанного боя, медных труб и флейт процессия его приверженцев с ним во главе с шумом проходила по городу, останавливалась на более людных местах, площадях, перекрестках, у кабаков… Потом, собрав как можно больше народа, все шли в нанятое для мероприятия помещение, где к людям опять обращались с моральными проповедями.

И ведь кто призывал к добродетели – роли проповедников часто являлись разные известные народу жулики, пьяницы, бывшие преступники, проститутки…

Те, кто о грехе и нищете знали на собственном опыте. И их личный опыт, их переживания воздействовали на целевую аудиторию Бута куда эффективней, чем украшенные латынью и греческим проповеди с церковных кафедр Высокой Церкви. Они были так эффективны, что те, кто наживался на пороке, кабатчики и хозяйки домов терпимости, начали нести убытки…

И тогда они для борьбы с организацией Бута – еще не «Армией» – наняли «титушек», сформировав из лондонских уголовников Skeleton Army, натравливая их на «общество возрождения». Драки поклонников добродетели с «Армией скелетов» по накалу страстей не уступали тем схваткам, в которых молодой сутенер Хорст Вессель стал нацистской легендой, пав от руки коммуниста…

И вот это-то и помогло «Армии Спасения» принять современную форму. С 1878 г. общество Бута стало называться Salvation Army. Тут сказалась и реакция на вызов со стороны «скелетов» – против армии нужна армия, и извечна тяга неслуживших к военной форме. А Бут ее предлагал – мундиры, погоны, звания… Сам он стал генералом! Помощник его стал комиссаром. Постоянные сотрудники получили звание офицеров. Рядовые «Армии Спасения» могли носить мундир, трудясь на прежних местах, занимаясь благотворительностью добровольно.

Но и потом «Армия Спасения» была явлением чисто локальным. Всемирная известность к ней пришла в 1890 году, с выходом книги Бута In darkest England and the way out; появившись в ноябре 1890 г., она уже к началу мая 1891 г. разошлась в количестве 139090 экземпляров. Вышел и русский перевод Р. И. Сементковского под названием: «В трущобах Англии», СПб., 1891 – книга стала международным бестселлером, что способствовало притоку пожертвований в «Армию Спасения» на сумму 113028 фунтов стерлингов к весне 1891 г. И вот благодаря этим деньгам, эквиваленту 827 кг чистого золота, «Армия Спасения» сумела развернуть широкую сеть благотворительных заведений.

Так американская «Армия Спасения» отмечает Национальный день Пончика – он установлен в честь тех членов «Армии Спасения», которые кормили пончиками и поили кофе бойцов экспедиционного корпуса Першинга в Первую мировую…

Мастерские и приюты для бездомных, для освобождающихся из тюрем. Несколько ферм, где проходила реабилитация алкоголиков и преступников. «Склады дешевой пищи» – благотворительные магазины. И главное – эпатажный Бут с последователями мгновенно превратился в одного из самых уважаемых благотворителей. «Армия Спасения» начала масштабную работу по всему миру, так что уже в 1906 году в пьесе Дж.Б.Шоу появляется юная идеалистка «Майор Барбара», майор, естественно, «Армии Спасения». Так что попытаемся сделать из полуторавековой истории The Salvation Army выводы, полезные гражданским активистам современной России.

В 2014 году эта организация насчитывала 1150000 членов, «солдат». На них приходится 26359 «офицеров». Так что первый вывод – для того, чтобы организовать работу сорока добровольцев даже в такой хорошо структурированной организации, как «Армия Спасения», нужен один профессионал. Это – первый вывод!

Марши «Армии Спасения» с барабанами и трубами трансформировались в такое, но по-прежнему живое и привлекательное зрелище!

Вывод второй – благотворительность не обязана быть скучной. В Лондоне позапрошлого века марш сальватистов с трубами и барабанами был настоящим зрелищем! (Это сейчас он стал англосаксонской традицией, как соседствующие с «Сантами» красные котелки для сбора пожертвований в канун Рождества.) Так что без шоу, шоу адекватного народной культуре, не обойтись! Но не обойтись на каком-то этапе и без респектабельных медиа – для Бута их роль сыграло книгоиздание.

Вывод третий. Создающего свою организацию Бута многие подозревали в мошенничестве. А вот «армейская» структура «Армии Спасения» превосходно обеспечивала финансовую отчетность и прозрачность даже при бухгалтерских технологиях индустриального века, счетах и гроссбухах. Столь же прозрачной она остается и сейчас – вспомним отчет CharityWatch! Быть прозрачным для жертвователей – это очень важно для благотворительности!

Но ни одна структура не может вечно удовлетворять нуждам развивающегося мира. И с конца прошлого века оценки «Армии Спасения» выглядят так – Salvation Army Rates High on Finances but Low on Governance… Иерархическая структура индустриального века, сохраняя надежность и доброкачественность, перестает быть самой эффективной для информационного века с его сетецентризмом. Так что вывод четвертый – учась на опыте прошлого, благотворителям надо выделять из него дух, а не букву!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.