Зимой 2016-17 году конкурс «Снежная крепость», организуемый в Рыбинске при поддержке местной администрации, прошел уже в пятый раз. Крепости строились во многих дворах города. Помимо этого, здесь прошли приуроченные к данному мероприятию викторины и конкурсы детских рисунков. А в одном из парков Рыбинска построили сооружение из снега длиной 115,9 метра, которое в итоге попало в Книгу рекордов России номинации «Самая большая снежная крепость в России, построенная без спецтехники». В строительстве участвовали примерно сто двадцать жителей города, разбившиеся на 15 команд. Предыдущее достижение в этой сфере, кстати, также принадлежало Рыбинску: год назад здесь построили стену длиной 92 метра.

Концепция конкурса оказалась в центре внимания на площадках, где обсуждаются вопросы сотрудничества НКО, власти и бизнеса. Как и освещенную нами ранее благотворительную акцию «Подари дрова», ее представили на состоявшемся в конце февраля в Ярославле форуме «Сообщество».

Координатор инициативы «Снежная крепость» Надежда Крюкова рассказала «Госвопросу» об истории зарождения и основных этапах становления конкурса, а также поделилась советами в плане организации такого мероприятия в других местах.


По словам Надежды, в принципе идея организации массового строительства в городе снежных крепостей родилась у жителя Рыбинска Максима Леонидовича Крюкова достаточно спонтанно. Зима 2012-2013 года была в регионе очень снежной, буквально в начале декабря уже все было засыпано снегом. В данной связи инициаторы решили, по аналогии с собственным детством, отвлечь современных молодых рыбинцев от компьютеров и планшетов и вывести их на улицы.

При этом энтузиазм участников было решено стимулировать конкурсной составляющей, которая включала бы в себя вручение победителям подарков. К счастью, довольно быстро нашелся спонсор, поддержавший идею.

В первый же год проекта было построено более 40 крепостей по всему городу, причем в строительстве участвовали и молодые, и взрослые жители города. СМИ прозвали Рыбинск «городом снежных крепостей», и организаторы решили закрепить это звание, сделав конкурс ежегодным.

Интересно, что сперва победителей конкурса планировалось определить голосованием в соцсетях, но после того как некоторые участники прибегли к накруткам голосов, было решено предоставить право выбора лучших независимому жюри.

Проект в настоящее время реализуется в Рыбинске Автономной некоммерческой организацией «Центр семейных и молодежных инициатив «Там-Там». В осуществлении проекта задействованы учредители некоммерческой организации и председатель, которые работают безвозмездно на основе добровольчества. Штатных сотрудников и сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам, нет. Для помощи в мероприятиях проекта привлекаются волонтеры.


Большую поддержку проекту оказывают некоторые предприниматели города Рыбинск. Это касается как собственно проведения мероприятий, так и финансирования затрат на печатную продукцию (рекламные листовки, дипломы и грамоты каждому участнику и команде в целом, благодарности) и создание призового фонда для победителей конкурса.

Из специфики организации внутригородских конкурсов хочется отметить те виды рекламы, которые действительно работают. Прежде всего, это личное обращение к жителям и участникам прошлых сезонов и приглашение их к участию (не следует упускать любую возможность рассказать о конкурсе даже незнакомым людям), распространение информации непосредственно через школы и детские сады, размещение материалов в различных городских группах в соцсетях и, конечно, так называемое «сарафанное радио». Существенная часть информации распространяется через страницу проекта в соцсети «Вконтакте».


Организаторы отмечают, что в случае их города реклама по ТВ, наружная реклама на билбордах и реклама в транспорте оказались гораздо менее эффективными. Вместе с тем необходимо принимать во внимание специфику рекламы в каждом конкретном городе. Большая часть рекламы предоставляется на безвозмездной основе. Городские СМИ обычно проявляют к конкурсу повышенный интерес и размещают информацию обо всех этапах проекта, от анонса и регистрации до награждения команд.

Существенным аспектом мероприятия является наличие призового фонда. Организаторы настаивают, что призы должны быть привлекательными: чем значительнее и интереснее приз, тем больше участников будут за него бороться.

В первый год существования конкурса в качестве призов были выбраны планшетные компьютеры, фотоаппараты, плееры, билеты в центр лыжного спорта. Все участники конкурса получили возможность посетить ярославский дельфинарий. В 2017 году основными призами стали подарочные сертификаты от партнеров конкурса на прохождение квестов, посещение кафе, игровой зоны в местном семейно-развлекательном центре, выставок, пейнтбольного клуба, а также скидочные сертификаты на покупки, услуги и прокат спортивного инвентаря. Также участники конкурса награждаются памятными дипломами.

Что касается статистики, то наиболее посещаемым пока оказался самый первый конкурс, в котором приняли участие 475 участников из 48 команд, построивших 44 крепости. На следующий год количество строителей упало, но потом опять стало расти. В конкурсе 2017 года приняла участие 31 команда общей численностью 260 человек, было построено 30 крепостей, включая «общую», рекордную по величине.

Подарки предоставляют партнеры конкурса. Поскольку организаторы действуют исключительно на добровольных началах, суммы бюджета незначительны. Так, в 2012-2013 году все затраты по конкурсу несли партнеры, и для организаторов бюджет был равен нулю. В 2015 году бюджет составил 9 000 рублей, которые были привлечены в качестве пожертвования от юридических лиц и ИП, а в 2017 году –18 000 рублей, также привлеченных в качестве пожертвования от юридических лиц и ИП. Бюджет конкурса включает затраты на печатную продукцию (рекламные листовки, дипломы, грамоты), поощрительные призы (сувенирная продукция, сладкие подарки), канцелярские принадлежности, заказ сертификата книги рекордов, банковские расходы.

В ходе осуществления проекта организаторы активно сотрудничают с различными департаментами городской администрации Рыбинска в зависимости от их компетенций. Местные власти помогают конкурсу на разных этапах: решают организационные вопросы, содействуют в подборе площадок для проведения, обеспечивают музыкальное сопровождение мероприятий, предоставляют помещения для награждения команд и так далее. Активно оказывают помощь в проведении мероприятий проекта различные волонтерские движения города.

Спонсоров как таковых у мероприятия нет. Есть партнеры, которые безвозмездно предоставляют подарки победителям и помогают покрыть часть расходов на печатную продукцию, канцелярские принадлежности, рамки для дипломов и т.п.


Тем, кто изъявит желание провести аналогичный конкурс у себя, организаторы советуют первым делом определиться с форматом мероприятия, с местом его проведения, оценить свои силы и финансовые возможности, составить проект и предварительную смету, а также найти потенциальных партнеров (меценатов).

Вторым шагом будет обращение в администрацию города (сельского поселения, области и т.п.). Это необходимо сделать по целому ряду причин: во-первых, любое мероприятие и место его проведения надо согласовать с администрацией; во-вторых, у властей можно получить не только идейную, но и материальную помощь: в форме субсидии, информационной поддержки – попросту рекламы мероприятия, безвозмездной аренды зала для награждения участников, помощи в привлечении волонтеров и даже самих участников.

Одной из основных проблем для конкурса является вандализм. Скажем, та самая рекордная крепость в городском парке была уже через несколько дней разрушена неизвестными хулиганами. Защитить снежные конструкции достаточно сложно, на их уничтожение не требуется много времени, при этом зачастую они разрушаются даже не по злому умыслу, а в процессе игры детей. Организаторы рекомендуют принимать профилактические меры: проводить беседы с детьми и подростками, привлекать их к участию в конкурсе – ломать построенное своими руками не захочется. Можно попробовать запросить круглосуточную охрану у подразделений полиции или охранных предприятий, но при весьма скудном бюджете проекта это практически нереально.


Проект пока реализуется только на территории города Рыбинска и Рыбинского района, но организаторы видят в нем большие перспективы. Прежде всего, это возможность выйти с конкурсом за пределы города и области, посоревноваться с другими городами по количеству участников, количеству построенных крепостей или их размеру.

В качестве основных целей развития конкурса в Рыбинске видят приобщение людей к зимнему активному отдыху, сплочение семей, пропаганду здорового образа жизни и развитие туристической привлекательности своего региона. В ближайшем будущем проект планируется перевести из разряда городского конкурса в разряд фестиваля, который будет объединять разные города, различные зимние развлечения, собирать гостей со всей области и соседних регионов.

В 2016 году на конкурс подавали заявки 2 команды из города Ярославля, однако крепость построила только одна из них. В ряде городов имеется практика проведения подобных конкурсов, но с организаторами рыбинского конкурса они не взаимодействуют, работая по своим схемам. У рыбинцев были контакты по поводу реализации проекта с активистами из Подмосковья, но здесь основная ориентация делалась на изготовление снежных фигур.


Благодарим организатора конкурса «Снежная крепость» Надежду Крюкову за помощь в подготовке материала.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.