Социальное предпринимательство в России сегодня встречает много преград, но потенциал у него очень большой. В эту сферу постепенно включается крупный бизнес: «Металлоинвест», «Русал», «НорНикель», и совместные усилия социальных предпринимателей и крупного бизнеса могут дать хороший результат.

О сложностях и перспективах развития третьего сектора рассказал Сергей Голубев, член правления «Опора России», руководитель комиссии по социальному предпринимательству. Эксперт выступил на «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», проходившей 22 декабря в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей Школы Экономики.


Что мешает развитию социального предпринимательства в России?

Законодательство РФ довольно узко определяет социальное предпринимательство (приказ №167 Минэкономразвития) — это, по сути, субъекты малого и среднего бизнеса, которые работают только по двум направлениям: либо трудоустраивают социально незащищенных лиц, либо предоставляют таким людям сервис, являясь при этом некоммерческими организациями. Такой подход ограничивает круг экономически устойчивых социальных предпринимателей.

Социальные предприниматели — это лидеры социальных изменений.

 В этом смысле совершенно не важно, какая у них организационно-правовая форма и являются они НКО или нет. У нас пока не решились на введение специфических организационно-правовых форм для социального бизнеса, хотя этот вопрос обсуждался с коллегами из Минэкономразвития. Пока что они считают это не актуальным. Так что на сегодняшний день приходиться работать в этих рамках сложившейся практики.

Интересная коллизия получилась и центрами инноваций социальной сферы — специфическими объектами единой инфраструктуры поддержки социальных предпринимателей, в том числе НКО. В приказе Минэкономразвития есть указание о выделении ими денежных средств НКО. Но поскольку это объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, тратить деньги на НКО они не могут.

Есть много нюансов, которые делают очень разбалансированной, вязкой работу социальных предпринимателей и власти.

Это особенно заметно при реализации конкретных проектов на местах, в субъектах Федерации. Реализации успешных проектов в области социального предпринимательства мешают и особенности отечественной культуры, считает Сергей Голубев. У нас каждый готов совершить подвиг. Но мало кто готов выстраивать монотонную, рутинную бизнес-модель, рассчитывать риски, вникать в терминологию — это тяжело, скучно и неинтересно.Тем не менее, часть лидеров социальных изменений начинают перестраиваться.

Какие возможности есть сегодня у социальных предпринимателей?

В стране много возможностей для успешного развития социального предпринимательства. Вопрос, насколько они умеют ими пользоваться, хорошо ли знают об этих возможностях.

Самый важный фактор — это понимание на государственном уровне того, что к развитию социальной сферы нужно привлекать третий сектор. Это понимание подкрепляется указами, законами и постановлениями, а также реальными мерами поддержки. Принято решение о перераспределении в пользу НКО до 10% бюджетных средств, которые направляются в социальную сферу; регионы должны выстраивать соответствующую базу.

Довольно хорошо выстроена и продолжает развиваться инфраструктура поддержки социально ориентированных предпринимателей: на эту цель заточены и различные институты поддержки малого бизнеса, и ресурсные центры НКО. Хотя их услуги не покрывают всех нужд социально ориентированных предпринимателей, в чем-то они могут им помочь.

Немаловажно, что на этот рынок сейчас начинают приходить так называемые «умные» деньги. Это не те деньги, что нужно потратить на конкретный проект. Они выделяются на повышение эффективности самих организаций, на то, чтобы они научились сами хорошо зарабатывать и привлекать деньги в дальнейшем.

Стоит заметить, что в эту сферу начинает входить уже и крупный бизнес со своими программами корпоративной социальной ответственности.

Выстраивается новая сфера деятельности вокруг социально ориентированных предпринимателей. Среди лидеров — «Металлоинвест», «Русал», «НорНикель». «Опора России» обобщает и систематизирует накопленный в этом сегменте опыт, помогая социальным предпринимателям выбрать правильное направление развития.


В каком направлении нужно двигаться социальным предпринимателям:

1
Безусловно, надо перенимать и внедрять большой опыт, накопленный третьим сектором за рубежом.

2
Важно уметь пользоваться сервисами, предлагаемыми на рынке, институтами поддержки предпринимательства, ресурсными центрами.

3
Социальным предпринимателям надо и самим участвовать в создании соответствующей инфраструктуры в своих регионах, взаимодействуя друг с другом и привлекая экспертов.

4
Надо выстраивать программы коллаборации с крупным бизнесом, учитывая территории присутствия этих компаний. Пока что такие примеры — единичные случаи, но они есть.

5
Важно масштабировать и развивать свои успешные практики через франшизу и общие продажи.

6
Помимо общего развития бизнеса, надо работать и с качественными изменениями.

7
Необходимо четко определить свою группу благополучателей и работать с целевой аудиторией, знать и решать их нужды и проблемы.

8
Очень желательно кооперироваться со своими коллегами, особенно с лидерами социальных изменений, перенимать успешный опыт.


Сергей Голубев — член правления «Опоры России», руководитель комиссии по социальному предпринимательству, генеральный директор Фонда социальных инвестиций, участник российско-американской рабочей группы по социальному предпринимательству, соавтор модели Школы социального предпринимательства — первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей. Кандидат социологических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В материале использованы фотографии Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей Школы Экономики.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.