Вопрос помощи гражданам, которые по ряду причин, прежде всего экономических, остались без жилья, до сих пор эффективно не разрешен ни в одной из стран мира, включая даже самые экономически развитые. При этом в США, где количество бездомных, по разным оценкам, достигает примерно 3-4 миллиона человек, эту проблему пытаются решить весьма нестандартным путем – через превращение в пункты оказания помощи бездомным и даже жилья для них незадействованной государственной недвижимости.

Помогает американцам в этом федеральный закон, принятый еще в 1987 году. Он прямо обязывает правительство передавать неиспользуемые объекты федеральной собственности конкретно для целей помощи бездомным в тех местах, где это возможно. А в декабре 2016 года Конгрессом были приняты дополнения к этому закону, которые позволяют местным администрациям, благотворительным и жилищным НКО, а также религиозным организациям еще более успешно преодолевать вето, которые накладываются на такие решения ассоциациями местных жителей (не все, особенно жители более-менее престижных кварталов, рады появлению в своем районе потенциальных точек скопления люмпенов) и городскими комиссиями по зонированию (то есть организациями, которые решают, какой объект в каком квартале можно разместить).

Акт о помощи бездомным Маккинни-Венто, он же Title V – а именно такое название в обиходе носит называется закон 1987 года, по которому неиспользуемая федеральная собственность передается службам, оказывающим помощь бездомным – помогает свести вместе два из наиболее наболевших вопросов американских городов.

В США пустая федеральная собственность существует практически в каждом относительно крупном городе, но при этом везде в стране есть и бездомные граждане. Всего их в стране, как было сказано выше, насчитывается от трех до четырех миллионов человек, и примерно треть из них – дети.


До второй половины 80-х годов 20 века дело помощи бездомным в США ложилось на плечи отдельных штатов и местных муниципалитетов, а федеральное правительство стояло от этого вопроса в стороне. Лишь в 1987 году, под давлением со стороны общественных групп Конгресс США принял, а президент Рональд Рейган соответственно утвердил закон, по которому в помощь бездомным планировалось передать миллионы квадратных метров незадействованной федеральной собственности. Однако в своем первоначальном варианте в законе было очень много “серых” положений, и до последнего времени его применение сталкивалось с серьезными трудностями.

Тем не менее, согласно Title V за прошедшие годы было создано до 500 экстренных убежищ для бездомных, промежуточных жилых центров, офисов для НКО, а также других учреждений в 30 штатах страны и городе Вашингтоне. А благодаря поправкам в закон, принятым конгрессом в декабре 2016 года, Title V сейчас стал более эффективным орудием в деле борьбы с ростом числа бездомных в США.


Как именно Title V обращает федеральную собственность на благо бездомным

Title V представляет собой самый амбициозный закон, который когда либо принимал Конгресс США для помощи бездомным гражданам страны.Прежде всего, согласно данному закону был создан межведомственный совет по работе с бездомными. Помимо этого, именно этот закон обязал отдельные штаты принять меры к тому, чтобы бездомные дети получили образование.

Title V утвердил многошаговый процесс предоставления избыточной федеральной собственности отдельным штатам и городским муниципалитетам, а также НКО для помощи бездомным. На первом этапе, Министерство жилищного строительства и городского развития США ежеквартально собирает с федеральных агентств, у которых есть недвижимость, данные о неиспользуемой ими собственности. Министерство выделяет соответствующие объекты, которые делятся на четыре категории – неиспользуемая, мало используемая, избыточная или излишняя собственность – и оценивает их пригодность для размещения бездомных.


Затем Министерство предлагает эту собственность желающим НКО или другим благотворительным организациям путем публикации соответствующих списков в Интернете. Далее НКО должны выбрать объект собственности и представить план его реконструкции под учреждение для бездомных. То есть если, к примеру, Армия Спасения предлагает наиболее эффективный план переделки включенного в программу старого ангара ВВС США в убежище для бездомных, имено эта организация данный объект и получает. Именно таким образом Армия Спасения построила Bell Shelter в Лос-Анджелесе, самый крупный приют для бездомных в западной части США.

Однако, чтобы это произошло, НКО должна сперва подать заявление, которое сначала должно быть одобрено Министерством здравоохранения и социальных служб США.

До последнего времени НКО испытывали массу проблем в процессе получения ответа на свои заявки. К примеру, чтобы получить окончательное одобрение от Минздрава, организация-заявитель должна была продемонстрировать не только наличие соответствующей квалификации, но и финансовый план по превращению объекта в жилье для бездомных (согласно Title V, никаких федеральных средств на помощь в этом процессе не предоставляется). Основной массе заявителей было крайне трудно сделать это в установленный законом срок в 90 дней.

И даже после получения одобрения от правительства, каждый потенциальный проект мог встретить неприятие со стороны тех местных жителей, кто не желал его размещения в своих кварталах. Так, при анализе 64 заявок, представленных в 2004 году, было установлено, что у 11 заявителей возникли серьезные проблемы с соседями, и реализация ряда из них была приостановлена.

Все эти препятствия оказались непреодолимыми для многих НКО. К примеру, в 2003 году министерством жилищного строительства в программе было зарегистрировано 945 объектов федеральной собственности. При этом в Министерство здравоохранения было подано только 17 заявок на реконструкцию объектов.

В конце 2016 года Конгресс принял поправки, нацеленные на сокращение бюрократических препон в этом вопросе и ускорение процесса избавления от госсобственности – Federal Assets Sale and Transfer Act of 2016, или, сокращенно, The FAST Act, который был одобрен обеими партиями, как республиканцами, так и демократами. The FAST Act внес серьезные изменения в Title V. Он дал министерству жилищного строительства возможность вести список объектов онлайн, через так называемую биржу МЖС – HUD Exchange. Процесс подачи заявления в Минздрав теперь разбит на два этапа, при этом у НКО теперь есть уже четыре месяца на подготовку финансового плана. Поправки упростили и многие другие критерии соответствия. Кроме того, в соответствии с поправками, собственность теперь может быть использована и для организации постоянного жилья, а не только для временных убежищ, что стало важным шагом в развитии программы.


Поменялся и порядок того, как именно правительство избавляется от объектов собственности. Ранее, именно федеральные власти могли выбирать между двумя способами передачи собственности НКО – через передачу по акту или в бесплатную аренду. После принятия поправок, это решает уже НКО-заявитель. Это особенно важно в центральных районах крупных городов, где построенные на федеральной земле приюты для бездомных исключаются из правил местного зонирования, согласно которым городские советы решают, объекты какого назначения могут располагаться в том или ином районе.


Как Title V защищает бездомных от недовольных соседей

В феврале 2016 года мэр Вашингтона Мюриэль Боусер объявила о планах закрыть социальное учреждение под названием D.C. General—бывшую больницу, которая стала фактически центральным городским приютом для бездомных и притчей во языцех в столице в плане связанных с этим проблем, прежде всего связанных с ростом преступности. Взамен этого было обещано открыть приюты в каждом из восьми районов города. Согласно плану мэра, приюты для бездомных являются объектами базовой инфраструктуры и, соответственно каждый район города должен при этом взять на себя часть расходов.

На споры о том, где эти приюты должны располагаться, в некоторых районах Вашингтона ушел год. Так, в Шестом районе предполагаемое место организации приюта менялось дважды, пока не было решено разместить его по адресу 850 Delaware Avenue SW. При этом против планов размещения здесь этого учреждения выступила управляющая компания жилого комплекса Velocity Condo, расположенного по соседству. Компанию поддержали некоторые члены местных муниципальных советов и руководители локальных ассоциаций по развитию бизнеса, посчитавших, что появление здесь учреждения для помощи бездомных отрицательно повлияет на обстановку в районе.

В любом другом случае, оппозиции такого масштаба хватило бы, чтобы остановить реализацию проекта. Но благодаря Title V, городские власти могут осуществлять проект, невзирая на критику.

В ряде городов США местные власти идут на компромисс с НКО, когда их планы по развитию каких-либо городских территорий сталкиваются с намерениями некоммерческих организаций использовать эти объекты для помощи бездомным. Так, в конце 90-х годов в Чикаго одна из благотворительных ассоциаций планировала через Title V получить кусок земли в центре города, чтобы построить на нем своего рода городскую ферму, где бездомные могли бы заняться сельским хозяйством. У муниципалитета были на эту территорию другие планы – здесь собирались разбить парк. В итоге город решил предоставить НКО участок земли большей площадью в другом месте, где и была затем успешно организована ферма.

Теоретически, согласно Title V в помощь бездомным могут быть переданы миллионы квадратных метров ненужной федеральной собственности. В их число, кстати, вполне вероятно, может войти и знаменитое здание Эдгара Гувера в Вашингтоне, где расположена штаб-квартира ФБР, которую планируется перенести в другое место. Эта территория в центре города является конечно же лакомым куском для частных застройщиков, однако согласно Title V, его придется сначала предложить НКО для помощи бездомным.


В России закона, аналогичного американскому Title V, пока нет, несмотря на то, что количество бездомных в нашей стране в принципе сопоставимо с Соединенными Штатами. У нас к данной ситуации применима статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.

При этом, как отмечают авторы специальной инструкции по открытию приютов для бездомных, размещенной на сайте благотворительной организации «Ночлежка», в каждом регионе есть свои нюансы в нормативных актах, а для получения соответствующего помещения необходимо налаживать контакты с региональными чиновниками и убеждать их в социальной ценности проекта.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.