Волонтерство в последнее время становится довольно мощным социальным трендом. Многие НКО начинают все активнее использовать этот ресурс. Но работа с добровольцами предполагает некоторую их компетенцию, которая есть далеко не у всех. Компетенция и мотивация волонтеров, два важных фактора, которые всегда нужно учитывать при работе с ними.

Приходя впервые в НКО, волонтеры, как правило, не располагают ни опытом, ни специальными знаниями в социальной тематике, в которой им предстоит работать. А в некоторых случаях волонтера про­сто нельзя допускать до активной деятельности без дополнительной подготовки. Поэтому начинающим добровольцам просто необходимо проходить предварительное обучение.

Чему и зачем нужно учить волонтеров

В зависимости от того, в какой области и с какими подопечными НКО будут задействованы волонтеры (дети сироты, больные дети, люди с ограниченными возможностями, пожилые), нужно будет проходить и соответствующую подготовку. Как правило, такая подготовка включает в себя  инструктаж, предоставление информационных материалов и последующий контроль знаний во­лонтера, ввод в коллектив и обучение на его непосредственном «месте работы», в отдельных случаях семинары и тренинги с сотрудниками, координа­торами или психологами организации.

После предварительного обучения, волонтеры периодически должны проходить курсы и тренинги повышения квалификации.

Постоянное обучение и переподготовка волонтеров – важное средство повышения эффективности деятельности, плюс ко всему, это и прекрасный спо­соб мотивации. Эта сложная задача решается сегодня, например, силами про­фессиональных ассоциаций НКО, создающих единую систему подготовки волонтеров. Совместно можно разрабатывать и проводить несколько базовых семинаров и тренингов для новичков, а также об­учающие мероприятия для лидеров и координаторов сообществ. Так, в Москве действует Союз волонтерских организаций и движений и проводит обучение в рамках Школы волонтерских технологий.

Работа с волонтерами, в рамках повышения квалификации может дать, в итоге, сплоченную команду, способную в дальнейшим профессионально решать возложенные на нее задачи. Попутно с этим НКО решает и другие важные задачи: популяризация и профессионализация в среде НКО темы волонтер­ства; востребованность обучения и использование полученных знаний в ра­боте; развитие профессиональных отношений между разными НКО (позитивное обсуждение и обмен опытом, выработка единых мнений по отдельным вопросам); приход новых волонтеров в НКО.

Для того чтобы уменьшить текучесть среди волонтеров, НКО должна сделать их работу максимально полезной, позитивной и эффективной, при чем это, должно распространяться и на людей, с которыми работают волонтеры. И для решения этих задач НКО должна создавать организационные, кадровые, информационные, материально-технические и экономические условия.

Как правило, волонтеры трудятся в условиях повышенных эмоциональ­ных нагрузок. И очень важно постоянно поддерживать волонтеров, вне зависимости от их «стажа». Внимание и понимание со стороны коллег, особенно со стороны координаторов и организаторов, их грамотно выстроенная поддержка, не может быть переоценена.

Не смотря на то, что участие волонтера предполагает довольно тесный контакт с подопечными НКО, нужно всегда определять некоторые границы. Под «границами» понимаются установки, которые волонтер или органи­зация для себя определяет, чтобы снизить риски слишком сильной эмоцио­нальной вовлеченности и правильно выстроить отношения с подопечными.

 За «границей» должно оставаться что-то личное и сокровенное. Такие ограничения нужны обязательно, это зона безопасности волонтера. За эту «границу» не должны входить даже самые любимые и близкие его подопечные. Такими границами могут быть например: время суток, позже или раньше которого человеку звонить нельзя; личные темы, которые человек не готов ни с кем обсуждать; личные вещи, которые человек не готов подарить или дать «на время» другому человеку. Установление «границ» крайне важно для формирования нормальных взаимоотношений волонтера с подопечными, особенно с детьми.

Как и для чего их нужно мотивировать

Вследствие того, что труд волонтеров постоянно сопряжен с социальными проблемами, постепенно, у них происходит эмоциональное выгорание. Это естественный механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. При выгорании, состояние волонтера может характеризоваться эмоциональным и пси­хическим истощением, развитием циничного, обесценивающего отношения к собственному труду и тем, кому этот труд призван помочь, ощущением паде­ния собственной профессиональной ценности. Поэтому, если волонтеры часто задействованы в работе, НКО должна предпринимать меры по профилактике выгорания. Эти меры должны быть органично встроены в систему поддержки волонтеров.

Волонтеры постоянно сталкиваются с рядом одних и тех же сложностей: пребы­вание в атмосфере стресса, чувство вины, бессилия, психологическая и физи­ческая усталость, зачастую, непонимание со стороны окружающих. Мотивация со стороны НКО помогает волонтеру преодолевать эти сложности.

В связи с этими сложностями в их работе, над мотивацией добровольцев должна идти постоянная работа. Нельзя зацикливаться на одной, двух мерах. Нужно охватывать весь спектр поддержки. Для этого, сотрудники НКО должны регулярно и свободно обсуждать эту тему, акцентируя внимание во­лонтеров на позитивных, радостных сторонах волонтерства (радость от ока­зания реальной помощи нуждающимся); поддерживать дружелюбную внутреннюю атмосферу в коллективе, в том числе в отношении новичков; развивать систему поощрения (бонусов) для волонтеров и признания их заслуг; создавать систему поддержки волонтеров.   

Не смотря на то, что работа волонтера не предполагает оплаты, бонусы, являются важнейшей составляющей его деятельности и играют важную роль в усилении мотивации. Среди бонусов могут быть: признание и благодарность со стороны НКО, в том числе в письменном виде; возможность бесплатно обучаться и приобретать дополнительные на­выки; выдача сертификатов о прохождении обучения и рекомендательные письма; делегирование представительских функций от организации; «карьерный» рост в организации, возможность реализации более сложных задач и самостоятельных проектов; встречи со звездами и известными людьми; сувениры, призы; компенсация расходов, связанных с волонтерской деятельностью.   

Но главное в этом, не количество бонусов, а регулярность поощрения во­лонтеров, искренность внутренней атмосферы, объективность оценки вклада каждого из них. Эта функция мотивации волонтеров должна лежать на лидерах ор­ганизации и координаторах волонтеров.

Привлекая волонтеров, нужно всегда понимать, что, не смотря желание таких людей бескорыстно придти на помощь другим, они также требуют внимания и поддержки со стороны других сотрудников НКО. Поэтому, работа с волонтерами не должна пускаться на самотек. В организации должны быть подготовленные люди, которые будут сопровождать добровольцев, консультировать их, при необходимости, проводить мониторинг и оценку их работы, и в зависимости от этого, поощрять и давать возможность продвинутся им на новые позиции. 

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.