Российское корпоративное волонтерство набирает обороты. Можно утверждать, что оно уже перешло от стихийной благотворительности к благотворительности системной, вписанной в стратегии развития компаний и сопряженной с корпоративными ценностями. Это означает, что бизнес все активнее включается в коммуникации с НКО, выдвигая свои инициативы с одной стороны и требования с другой. Такая ситуация неизбежна, когда два различных по своей сути игрока стремятся найти взаимовыгодные формы сотрудничества на благо конечного адресата. Она требует от обеих сторон открытости, умения слышать друг друга и созидательного подхода, поскольку каждый проект хотя бы в каких-то аспектах является уникальным.

Подобную задачу поставили перед собой челябинский благотворительный фонд «Родная», специализирующийся на помощи детям, и его бизнес-партнер компания Diageo. В рамках корпоративного добровольчества Diageo проводит ежегодную программу «Весенний дозор», охватывающую 11 российских городов.

Основная цель программы – помощь в социализации и адаптации подопечных (это могут быть воспитанники детского сада, учащиеся школы-интерната для глухих детей или клиенты геронтологического центра) через благоустройство окружающей их среды.

Данная программа реализуется в сотрудничестве с санкт-петербургским Центром развития некоммерческих организаций, который, в свою очередь, рекомендует компании региональных координаторов под каждый конкретный проект. В Челябинске им и стал фонд «Родная».

Как правило, каждый этап программы занимает один день. Так получилось и в ходе последней на настоящий момент акции, которая прошла в июне 2016 года. По рекомендации фонда адресатом помощи стал областной дом ребёнка, в котором находятся 74 малыша от рождения до четырех лет с различными нарушениями здоровья. В течение дня 7 волонтеров из Diageo совместно с 17 сотрудниками фонда благоустроили детскую площадку, покрасили веранду дома, высадили сто саженцев цветов, а также подарили учреждению памперсы и кухню для группы, в которой воспитываются семь детей (отметим, что памперсы были приобретены на добровольные пожертвования сотрудников компании).


В проект вошла и творческая работа: под руководством профессионального наставника активисты смастерили 74 сувенира-оберега для будущих приемных родителей – тех, кто решится на усыновление или опеку маленьких воспитанников. Наконец, частью акции стало общение. Сотрудники фонда поведали добровольцам из компании бизнес-партнера о детях из этого дома, развенчали миф, что малыши с ВИЧ и СПИД никогда не находят приемные семьи. И, разумеется, все участники программы имели возможность пообщаться с самими детьми, подарив им немного внимания и тепла.

За кулисами проекта

Если сама акция была ограничена одним днем, то подготовка к ней потребовала неоднократных встреч между представителями регионального офиса Diageo и сотрудников фонда. Цель этих встреч заключалась в поиске оптимального формата взаимодействия, который, с одной стороны, был бы полезен самой компании, а с другой – не превратился бы в разновидность тимбилдинга, потеряв свою социальную составляющую. Но несмотря на кажущуюся разность интересов, и у НКО, и у бизнес-партнера стояла общая задача – привлечь к акции достаточное количество участников и укрепить в них готовность и впредь заниматься волонтерством. Поскольку «Весенний дозор» – это длительный, ежегодно возобновляемый проект, любые недоработки на этапе переговоров поставили бы под вопрос его дальнейшее существование. И обе стороны это отлично понимали.

В качестве своих требований компания Diageo выдвинула следующие:

  • Корпоративные волонтеры должны работать сообща

  • Польза их работы должна быть очевидной каждому из участников

Отметим, что оба эти условия вполне справедливы. Во-первых, согласно своей корпоративной политике, Diageo оплачивает участие сотрудников в благотворительной программе как обычный рабочий день и потому хочет рассчитывать на их растущую сплоченность. Во-вторых, потребность работать на благо общества легче формируется тогда, когда человек видит востребованность своей работы. Именно поэтому для корпоративного добровольчества годятся только те проекты, в которых сразу виден результат.

Руководство компании также предложило самим сотрудникам выразить пожелания по поводу роду занятий, и тут возникли предсказуемые разногласия: мужчины настаивали на пользе физической работы – отремонтировать, покрасить, смастерить, а женщины ратовали за полезное общение с благополучателями через развивающие игры или квесты.

Соответственно, на долю фонда «Родная» выпал поиск площадки акции, которая, помимо всего прочего, отвечала бы его собственным приоритетам – благополучию социально незащищенных детей. Решить эту проблему позволила его высокая осведомленность о ситуации в некоммерческом секторе региона: сотрудничество с объектами социального назначения снабжает фонд актуальной информацией – кто, где и в каком объеме нуждается в поддержке. Поскольку же челябинский дом ребенка в числе прочих обращался в фонд за помощью, и эта помощь могла быть оказана в рамках однодневной акции, данная площадка и была предложена бизнес-партнеру.


Помимо выбора благополучателя, фонд также отвечал за детальную разработку концепции и плана мероприятия. При его составлении требовалось учесть множество факторов – предполагаемый бюджет акции, чаяния будущих волонтеров, обратную связь, полученную от участников прошлогоднего мероприятия, и даже различные погодные условия… Кроме того, в ответственность сотрудников фонда входило заблаговременное информирование волонтеров об особенностях подопечных и проведение экскурсии по дому, с которой и началась акция. Иными словами, организаторы со стороны НКО рассматривали «Весенний дозор» не как проект одного дня, а, скорее как комплекс мероприятий, каждое из которых отвечает за успех последующего. В общей сложности он занял более трех месяцев – с марта по июнь 2016 года.

Резюмируя опыт

И программа «Весенний дозор» в целом, и, в частности, проведенная в Челябинске акция, показывают, что совместная работа НКО и бизнеса возможна при соблюдении ряда условий. Попробуем их вычленить.

1
Конструктивному диалогу двух сторон способствует четкое понимание общей цели – совершения акта благотворительности в пользу третьей стороны. Если благотворительная составляющая будет оттесняться бизнес-партнером ради большей корпоративной выгоды, удобства или популярности среди сотрудников, мероприятие утратит свой первоначальный смысл и, соответственно, перестанет быть интересным для НКО. С другой стороны, чтобы привлекать необходимые денежные ресурсы и корпоративное волонтерский труд от бизнеса, НКО следует быть максимально гибким в плане подбора благополучателей и форматов сотрудничества.

2
Необходимо заложить достаточно времени на согласование формата, даты, бюджета и деталей акции, особенно если она проводится в первый раз. Возможно, для того, чтобы прийти к обоюдовыгодному решению, придется обсудить и отвергнуть не один вариант, и этот процесс обсуждения тоже является частью работы.

3
Корпоративное волонтерство имеет свою специфику, и не учитывать ее – значит, лишить добровольцев их мотивации. Во-первых, бизнес заинтересован в командообразовательном аспекте, и, следовательно, предпочтение стоит отдавать тем проектам, в которых участники будут работать сообща. Во-вторых, каждый из активистов должен видеть позитивный результат своих усилий. Исходя из таких критериев, подходят акции по озеленению территории, реставрации зданий, изготовлению сувениров. А вот такой формат, как сопровождение детей с нарушениями развития, напротив, станет не лучшим выбором.

4
Волонтеры тоже требуют заботы – особенно те, кто выходит на благое дело после рабочей недели. И это значит, что работа должна быть посильной, перемежаться перерывами и паузой на обед, как это было в описываемой нами акции. Кроме того, важная составляющая любого проекта – это получение обратной связи от добровольцев (для обмена впечатлениями можно выделить немного времени к концу мероприятия, а позже разослать всем участникам опросники). Она позволяет увидеть сильные и слабые места проекта и в будущем исправить недочеты, чтобы привлечь больше волонтерской помощи.

5
Наконец, отметим, что корпоративное волонтерство – это не просто труд во благо третьей стороны. Это живой контакт как с представителями НКО, так и с благополучателями, и его значение трудно переоценить. Если люди, впервые решившиеся на безвозмездную помощь, будут иметь возможность задавать вопросы и из первых рук узнавать о нуждах адресата своих усилий, их отношение к происходящему будет более личностным. И тогда есть вероятность, что благотворительность станет постоянным спутником их жизни.

В материале использована информация из сборника «Бизнес и НКО: вместе за лучшее будущее» СПБ, Центр развития некоммерческих организаций, 2016 г.

Фото https://vk.com/fondrodnaya

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.