Минэкономразвития РФ опубликовало методические материалы для государственных и муниципальных учреждений, которые хотели бы привлекать добровольцев и добровольческие организации. Ведомство подсказывает, где искать добровольных помощников и как строить с ними работу, а также предлагает образцы договоров с волонтерами, ведомости и другие документы.

Однако начать нужно с определения добровольного труда, который «может быть реализован в виде предоставления добровольческих социальных услуг и виде выполнения добровольческих работ». Эти услуги и работы выполняются добровольцами в интересах клиентов учреждения: расширения спектра, качества и объема социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги. Но добровольцы также могут прямо или косвенно содействовать учреждению в целом в достижении его целей, в решении конкретных задач его клиентов; распространять информацию о деятельности учреждения.

При этом авторы документа рекомендуют учреждениям закрепить соглашениями отношения с добровольцами. Заметим, что в статье 7.1 федерального закона №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сказано, что что при отсутствии каких-либо выплат или уплат страховых взносов добровольцу, договор с ним не обязательно заключать в письменной форме.

Мотивация

Добровольный труд отличается от профессионального по целям и мотивам, отношению к продуктам труда, его режиму и организации. Главная особенность труда добровольца состоит в том, как он распоряжается продуктом труда: он безвозмездно отдает его благополучателю.

Добровольный труд не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным — даже центральным объектом — является конкретный благополучатель.

А для организации, важным объектом является доброволец — и это меняет подход к делу. Перед теми, кто организует труд доборовольцев, стоит задача обеспечить им не только фронт работы. Нужно делать так, чтобы работа не только удовлетворяла их потребности, но была им интересна. Интерес — очень важный мотив для волонтеров.

Постановка задач

Разумеется, задачи для добровольцев определяются, исходя из потребностей учреждения и его клиентов.

Но правильнее — одновременно учитывать также и мотивы к добровольной работе. Авторы методики советуют выделять группы добровольцев, с разной мотивацией, которым могут быть интересны разные задачи. Например, для молодых волонтеров, людей среднего возраста, и людей старшего и пожилого возраста нужно организовать разные программы.


Не стоит привлекать добровольцев, чтобы они временно заполнили вакантные места в организации

Планирование взаимодействия

Учреждение может организовывать труд добровольцев своими силами или договориться о партнерстве с НКО. И в первом, и во втором варианте есть свои плюсы и минусы.

Партнер-НКО организует труд добровольцев и отвечает за их действия, обеспечивает ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев. Учреждение может рассмотреть предложения о дополнительных волонтерских программах, поступающие от некоммерческих организаций, либо найти НКО, которые располагают необходимым опытом, ресурсами, репутацией. Информацию о таких НКО можно получить в региональном органе исполнительной власти, ответственном за поддержку некоммерческого сектора или за развитие добровольчества, в ресурсных центрах, в интернет.

Договор или соглашение о сотрудничестве (о совместной деятельности) заключается в с выбранной НКО, а добровольцы работают в учреждении на основании этого договора.

Если планируется организовать работу добровольцев своими силами, начинайте с разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении. Но не забывайте, что люди, которые пришли работать добровольно самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности государственного учреждения, и при разработке положения опирайтесь на административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.

Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимает и утверждает руководитель, с этим приказом быть ознакомлены все сотрудники учреждения, как минимум — ответственные лица учреждения.

Программа для добровольцев

В первую очередь, выявите потребности прямых и косвенных клиентов учреждения: опросите клиентов, обратитесь к формальными и неформальными помощникам клиентов учреждения — социальным работникам, членам семей клиентов, соседям; свяжитесь с организациями и службами формальной и неформальной поддержки клиентов учреждения; обратитесь к исследовательским центрам, органами власти.

После этого вам будет легче оценить потребность организации в добровольцах, в том числе и на перспективу. При составлении перечня добровольных работ в учреждении, учитывайте количество добровольцев, работу которых учреждение способно организовать наилучшим образом, а также планируемый возраст добровольцев, их квалификацию и творческий потенциал.

Если услуга или работа, поручаемая добровольцу, требует специальной подготовки или лицензии, учреждение вправе запросить подтверждающий документ или предложить добровольцу пройти специальную подготовку и получить лицензию.

Создайте условия для организации добровольной работы граждан в учреждении.

Чтобы работа добровольцев была эффективной, заранее продумайте и решите базовые организационные вопросы, в том числе, касающиеся:

  • кадровой поддержки работы добровольцев;
  • ресурсного обеспечения;
  • стимулов для волонтеров;
  • квалифицированной организации работы добровольцев.

Кадровая поддержка подразумевает назначение координатора по работе с добровольцами — выделение дополнительной ставки или функционала. Если если добровольцев будет больше 20 человек в месяц, то координаторов должно быть несколько. А если учреждение учреждение ведет специальную благотворительную программу с участием добровольцев, то функции координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации.

Ресурсное обеспечение — все, что понадобится волонтерам для работы, а также компьютерная и оргтехника, транспорт и так далее. Выделите помещение для работы с добровольцами. Если волонтеры работают более трех часов в день или за пределами учреждения, нужно обеспечить им бесплатное питание. Если место добровольной работы находится далеко, предусмотрите компенсацию затрат волонтеров на проезд к месту добровольной работы и обратно. Не забывайте об организации отдыха и досуга: экскурсии, чаепития, клубное общение — все это помогает сплотить команду.

Стимулы: волонтеры достойны уважения, признания, публикаций в СМИ. Награды и ценные подарки могут вручаться и от имени учреждения, поощрять добровольцев можно через национальные и региональные конкурсы и программы.

Квалифицированная организация работы: предоставляйте волонтерам достаточно информации до и в ходе работы. Согласуйте их возможности и обязанности, которые вы хотите им поручить, расширяйте и делегируйте им полномочия. Добровольцы должны чувствовать поддержку во время работы.

В статье использованы фотографии Томского политехнического университета.


Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.