В Екатеринбурге руководство Уральского Федерального Университета отменило традиционное ночное шествие студентов к памятнику Александру Степановичу Попову. Говорят, нет денег на то, чтобы перегородить дорогу, а без этого, мол, небезопасно. И это, конечно, позор: поставить крест на традиции, которой уже десятилетия, в городе, близ которого изобретатель радио родился и учился, значит уронить национальный престиж! Ну, а «по мелочи», сыграть на руку тем, кто утверждает, что радио больше не нужно: не радиопередачи (которых, впрочем, тоже меньше не становится), а сама радиосвязь!

К сожалению, у этого заблуждения всё больше поклонников: мол, интернет сделал ненужной радиосвязь в классическом понимании. И тут самое время вспомнить о нашем, отечественном, проекте, находящемся в стадии становления и построенном именно вокруг той самой обыкновенной радиосвязи: добровольческой Ассоциации радиоклубов России.

Совсем недавно, каких-то двадцать лет назад, то есть до проникновения интернета в массы, связь по радио была самым дешёвым и демократичным способом передачи информации на расстоянии. Не телефон, нет! Так называемые радиолюбители — главным образом энтузиасты, умеющие держать паяльник, ибо промышленность тогда мало что для них выпускала — сами собирали радиостанции и общались друг с другом как внутри страны, так и по всему миру. «Коротковолновики» (как их ещё называли), остались и сегодня, хоть их роль и свелась практически полностью к получению удовольствия от блуждания по эфиру, да редкой помощи спасателям в проведении спасательно-поисковых работ. Но на первый план неожиданно вышли радиолюбители-автомобилисты.

У «автомобилистов» исторически своя техника. Автомобильные радиостанции (или просто: рации) компактны и работают в так называемом гражданском диапазоне (его ещё называют CB, читается: си-би), в районе 27 МГц. Сам диапазон и их деятельность не регулируются практически никак (например, не требуется регистрировать станцию, получать позывной, сдавать экзамены на знание техники и правил работы в эфире), однако, хаоса там нет и в помине. Даже наоборот, за годы работы здесь сложились богатые традиции, заслуживающие подробного описания.

Распознать авторадиолюбителя обычно можно по длинной антенне, устанавливать которую стараются на самую высокую точку авто.
Зачем нужна рация на автомобиле в век мобильной связи и мобильного же интернета? Да всё за тем же, зачем и двадцать, и сорок лет назад: чтобы оперативно решать возникающие на дороге проблемы. Да, цифровые коммуникации очень удобны, но вообразите банальную ситуацию: вы едете за «фурой» и видите, что у неё не работает задний стоп-сигнал. Хорошо бы известить водителя, но как?

Телефона его вы не знаете, адреса электронной почты тем более. Нет, вы просто включаете рацию, настраиваете её на 15-й канал, где общаются «дальнобойщики», и говорите: такой-то, у вас проблема! И он почти наверняка ответит, потому что комплектовать автомобиль, рассчитанный на дальние поездки, рацией, больше смысла, чем любой другой вспомогательной аппаратурой. В России всё ещё немало мест, где мобильной связи нет вообще, а CB-радио хоть и ограничено (чаще всего) несколькими километрами по радиусу действия, идеально подходит для решения подобных мелочей.

Однако даже в городе таких «мелочей» столько, что радиолюбители-автомобилисты начали сбиваться в сообщества: авторадиоклубы. Здесь у каждого есть CB-рация, здесь узнают друг друга по позывным и общаются обычно в каком-либо самими же собой назначенном канале. И без риска ошибиться скажу, что в отличие от «коротковолновиков», «сибишники» были и остаются ориентированы прежде всего на практическую помощь.

Это, если угодно, своеобразный вид волонтёрства, к которому никто не принуждает, которое не требует никаких регистраций или взятия обязательств, но если кто-то не знает дорогу — ему подскажут, если кто-то стал очевидцем аварии — предупредит, кто-то застрял — возможно, авторадиолюбители подъедут и помогут. Никакой выгоды они с этого не имеют, опираются на чистый энтузиазм, но практически такая помощь оказывается даже более эффективной и полезной, нежели разного рода платные сервисы. Вот, посмотрите хороший телерепортаж из Тюмени, где действует одно из самых организованных авторадиосообществ России: у ребят даже «своя» станция техпопомощи.

Авторадиоклубы России.
И вот когда счёт авторадиоклубам пошёл на десятки, родилась идея сформировать ассоциацию. Это логичное и естественное продолжение: ассоциация поможет объединить усилия клубов из разных городов, координировать их работу, в итоге сделать её более эффективной. Например, теперь клубы смогут договориться об общей частоте, назначить себе единый канал: пока ещё в этом вопросе царит разнобой и приезжая в новый город, приходится узнавать, на каком канале работают радиолюбители здесь. Потом, помощь они смогут оказывать не только в городах, но и между, ибо «покрытие» особенно в центральных районах страны получается почти сплошное: не смогут подъехать участники одного клуба, подъедут другие — всего в списке уже больше шестидесяти населённых пунктов.

Пригодятся, впрочем, и цифровые коммуникации. Например, у Ассоциации появился единый федеральный телефонный номер, куда может позвонить всякий нуждающийся в помощи — технической ли или просто совета ради. Есть надежда и на появление единого интернет-канала для голосового общения: площадкой, скорее всего, станет интернет-рация Zello (есть такое мобильное приложение, популярное среди автомобилистов всего мира). В конце концов глупо отказываться от современных средств связи там, где они есть.

Наконец объединёнными усилиями авторадиолюбители наверняка смогут «продавливать» некоторые болезненные правовые вопросы. Например пару лет назад, после того как пьяный водитель в Челябинске столкнулся с машиной скорой помощи и погибли несколько человек, именно авторадиолюбители выступили с предложением законодательно приравнять «пьяное» ДТП к умышленному убийству. И вполне реалистично выглядит заявленная ими цель контроля за состоянием дорог: организованная, слаженно действующая, масса энтузиастов выглядит способной восстановить вечно искажённый в России паритет прав и обязанностей автомобилистов.

Если я правильно понимаю, никакой поддержки государство пока Ассоциации авторадиоклубов России не оказывает. И это печально, поскольку АРР уже сейчас — одна из самых эффективных добровольческих инициатив: технологии здесь удачно сочетаются с желанием помогать. Впрочем, это лишь начало большого пути: радио — по крайней мере с автомобиля — исчезать не собирается!

P.S. Использованы фотографии Сергея Капусто.

Статья подготовлена благодаря акселерации форума активных граждан «Сообщество».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.