Знаете, как запастись хорошим настроением сразу же после пробуждения? Рецепт очень простой: не листать в эти минуты рабочую переписку! Потратьте первые мгновения своего дня на мысли о чём-нибудь приятном — и, как утверждают психологи, это даст вам заряд положительной энергии. А вот если поступите наоборот и схватитесь за телефон с его письмами, смсками, сообщениями, есть приличный риск настроение на целый день испортить.

Это совсем свежий рецепт, ходящий сейчас по СМИ и соцсетями, но он поднимает проблему, о которой говорят уже больше десяти лет (только на моей памяти, а вообще-то наверняка дольше!). Проблема эта: вторжение цифровых служебных инструментов в личную жизнь человека. А болезненная она потому, что к прошлому опыту цивилизации обращаться не имеет смысла: у нас попросту не было подобных технологий до второй половины 90-х годов, так что и решений никаких нет! Решения пытаются найти примерно с середины нулевых и некоторые успехи отмечаются, но ставить точку в дискуссии пока определённо рано.

Хорошо было офисным работникам до 90-х годов XX века! Звенит «отбой», вы складываете бумаги, закрываете дверь с той стороны — и с этого момента абсолютно свободны от служебных забот. Максимум, чем вас могут достать — это телефонным звонком домой, но телефоны стационарные, проводные, можно притвориться, что вас нет у аппарата, и никто не докажет, что это не так. Однако в 90-х многое изменилось в худшую сторону.

Рабочий день закончен, оторвитесь от телефона!
Прежде всего в дом и офис проник интернет. К середине десятилетия на Западе интернет-бум уже шёл полным ходом, а вместе с ним по офисам и домам катилась электронная почта. А почта — ужасная вещь! Электронное письмо отсылается бесплатно, доставляется моментально, оно способно само сообщить отправителю, прочитано ли, а главное — от него уже не спрячешься как от звонка, оно достанет везде, где есть компьютер. К слову, адрес электронной почты (имя@место) до сих пор является вторым по популярности универсальным идентификатором на Земле, после телефонного номера: вот насколько это распространённый инструмент! По сей день е-мейлом пользуются чаще, чем любым другим интернет-сервисом.

А за почтой пришла мобильная связь и мобильный же интернет. После чего уж вовсе оказалось никуда не спрятаться: мобильник всегда с вами, так что терзать сотрудников по вечерам и в выходные стало нормой.

А потом пришли скайпы, вотсапы, фейсбуки и прочие. И, поскольку служебные аккаунты в соцсетях обычно включены на личных смартфонах и планшетах, работа стала путешествовать с нами везде и всегда!

Что в этом плохого? Да очень многое! Как хорошо выразился один из активистов, не желающих со сложившейся ситуацией мириться, настала эпоха, когда можно покинуть офис, но не работу! А работа, между прочим, это постоянный стресс — и чем чаще о ней вспоминаешь, тем он сильнее. Только за последние десять лет проведено несчётное множество исследований и все они сходятся в одном: если надеть на человека «электронный ошейник», привязав его к рабочему месту, он будет жить в постоянной тревоге.

У него будет скакать давление, его творческая активность пойдёт на спад, его станет мучить хроническая усталость, проблемы со сном, он испортит отношения с близкими — и так далее, и тому подобное. Полагаю, вы и сами в состоянии продолжить список, потому что сталкивались с последствиями. Цена же, в масштабах отдельно взятых экономик, может быть огромной: например, для США учёные оценивают потери для здравоохранения и производительности в сотнях миллиардов долларов ежегодно.

Для людей, которые не в силах оторваться от телефона, придумано даже название: смартфонные зомби!
Но как быть? Ведь ясно, что время вспять не повернёшь и технологии, обосновавшиеся на рабочем месте и сделавшие интеллектуальный труд более производительным, никто в здравом уме отменять не станет. Были отдельные прецеденты в корпорациях, попробовавших отказаться, например, от электронной почты для внутреннего применения (нашумела история французской Atos S.A.), но отказ от одного элемента не устраняет остальных (мобильная связь, соцсети, мессенджеры остались!). Так что выход один: ограничить проникновение таких инструментов за пределы офиса.

Вообще-то это тоже может быть инициативой отдельно взятой компании. Такие истории известны. В частности, немецкий автогигант Volkswagen несколько лет назад прославился тем, что добровольно начал блокировать доставку служебной корреспонденции на телефоны сотрудников в нерабочее время. А другие предприятия даже пробовали удалять переписку из ящика во время отпуска, чтобы сотрудник, вернувшийся после отдыха на рабочее место, мог спокойно адаптироваться к рабочей обстановке, а не метался как ошпаренный, не зная, за что схватиться в первую очередь!

Однако чтобы решить проблему системно, требуется законодательная инициатива. И такие примеры уже тоже есть. Первой страной, декларировавшей «право работника на отключение» стала Германия. А с нового года к ней подключилась Франция — где вступил в силу закон, требующий от компаний со штатом более 50 человек освобождать работников от обязанности читать или отсылать электронную корреспонденцию в нерабочее время. Благодаря такому закону работник может не бояться быть наказанным за пропущенное письмо (например, лишением премии).

Таким образом, хоть пока ещё «право на отключение» декларировано лишь отдельными предприятиями и странами, нет сомнений, что их примеру последуют другие — и Россия в стороне, конечно, тоже не останется. Важно понимать, что речь не идёт о противостоянии работодателя и работника, об уступках одной стороны другой: это взаимовыгодное обязательство, выгодное и государству. И чем раньше подобное право появится у нас, тем нам же лучше.

P.S. Использованы графические работы d26b73, Photeka.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.