Пьянство и алкоголизм — проблемы, известные в России не понаслышке. Федеральные законы довольно жестко регулируют оборот и потребление алкоголя, предоставляя региональным властям и местному самоуправлению немало возможностей для введения дополнительных ограничений. Насколько эти ограничения окажутся эффективными? Какие новые запретительные инициативы сейчас обсуждаются? Как добиться максимального результата и при этом не перегнуть палку? Какими альтернативными способами, помимо запретов, можно повлиять на ситуацию?

Федеральным законом запрещена продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов (за исключением предприятий питания), но органы власти отдельных субъектов Федерации могут дополнительно ограничивать это время. Нельзя продавать алкоголь в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и в ряде других мест, а также на прилегающих к ним территориях — однако границы этих «прилегающих территорий» определяются органами местного самоуправления.


Когда данные ограничения были введены, они довольно сильно способствовали наведению порядка, уменьшению количества пьяных в транспорте и на улицах, снижению спонтанной уличной преступности. Существуют сторонники введения более существенных ограничений, иногда довольно экзотических. Например, в прошлом году группа депутатов Мосгордумы предложила ввести в городе «день трезвости» по пятницам, полностью запретив в этот день недели торговлю алкогольной продукцией. Примерно тогда же сенаторы Анатолий Беляков и Елена Мизулина предложили повысить возраст, начиная с которого можно покупать алкоголь, с нынешних 18 лет до 21-го года. А нешуточные баталии вокруг границ «прилегающих территорий» идут во многих муниципальных образованиях, ведь дело касается возможности использовать для бизнеса порой весьма привлекательные объекты недвижимости, расположенные на бойких местах. 

Оправданы ли дополнительные ограничения и к чему они приведут?

Необходимость «закручивания гаек» обычно аргументируется тем, что Россия-де занимает первое место в мире по душевому потреблению алкоголя, причем население пьет, в основном, водку — со всеми вытекающими из этого последствиями. И то, и другое — неправда. 

По данным ОЭСР за 2010–2013 гг., Россия занимает в этом списке только 8-е место, пропустив вперед, в том числе, благополучные Францию, Германию и Ирландию. При этом происходит постоянное снижение — например, Росстат утверждает, что в начале этого года наша страна выпивала на 3% меньше, чем годом раньше. 

Что характерно, на водку пришлось только 40,6%, причем ее доля снизилась, а доля более легких вина и пива — возросла.

При этом чем благополучнее регион, тем меньше в нем пьют, и тем более культурным образом это делают. Как свидетельствует исследование компании «Клен», потребление алкоголя в Москве не превышает 7.5 л на человека в год (в то время как в городах, лидирующих в России по данному показателю, он составляет около 20 л на человека в год). Потребление водки в Москве в 2-3 раза меньше, чем в других городах; потребление пива — в 2 раза меньше, чем в среднем по России и почти в 5 раз меньше, чем в Самаре, занимающей в стране 1-е место по данному показателю. При этом москвичи потребляют вдвое больше вина, чем в среднем по крупным российским городам. 

В общем, для паники оснований нет — конечно, если речь не идет о сугубо депрессивном регионе. Но там есть другая проблема. Лица с низким уровнем доходов имеют маргинальную модель потребления. В ход идут и аптечные настойки, и денатурированные стекломои, и продаваемые из-под полы водочные суррогаты по ценам ниже минимально установленных. Причем чем беднее регион, тем проще покупателю рискнуть здоровьем. Понятно, что фальшивую водку или коньяк в «белом» магазине купить невозможно — сегодня все кассовые аппараты подключены к Единой государственной информационной системе (ЕГАИС) и попросту не пробьют такую покупку. Разве что продавец проведет ее мимо кассы «по дружбе» для хорошо знакомого постоянного покупателя.

Однако, как свидетельствуют результаты рейдов тамбовских полицейских, за прошлый год обезвредивших свыше тысячи точек торговли поддельным алкоголем, в 800 из них продажа осуществлялась из гаражей, частных домов, через таксистов и по другим каналам, не имеющим ничего общего с официальной торговлей. Не лишне при этом отметить, что Тамбовская область занимала в 2013-м году 2-е место среди самых дотационных регионов России.

И с этим связаны проблемы излишне строгого запретительства. В Московской области, где разрешенная торговля крепким алкоголем и пивом заканчивается на два часа раньше, чем в Москве — в 21:00 вместо 23:00 — намного проще купить бутылку в маленьком магазинчике у знакомого продавца, если рядом нет других посетителей. Остается только надеяться, что там действительно окажется то, что написано на этикетке, а не подкрашенный стеклоочиститель.

Идея ввести локальный «день трезвости» еще более разрушительна по своим последствиям — и особенно если, как предлагалось в Москве, назначить таким днем пятницу. Люди, многие из которых собираются в этот вечер в гости или просто хотят немного расслабиться после трудовой недели, далеко не всегда отправятся попить вина в ресторан. 
 

Криминальные сводки периодически фиксируют отравления поддельным «виски», «коньяком» и другими напитками, стоящими совсем недешево: обычно это бывает, когда компания, выпив, решила «догнаться», а официальная продажа уже прекращена. А если ввести запрет на целые сутки, даже в небольшом городе заведомо найдется немало нарушителей правил. Фактически это будет означать создание огромного плацдарма для нелегального бизнеса.

Примерно к таким же последствиям привело бы повышение возраста продаж до 21-го года: компания молодых людей, уже совершеннолетних, отслуживших в армии и частично женатых, вряд ли смиренно подчинится такому запрету, а наверняка найдет, где поживиться. Впрочем, этот законопроект получил отрицательный отзыв Правительства из-за своей антиконституционности — согласно Ст.60 Конституции, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. 

Наиболее острым для муниципальных образований может оказаться вопрос определения «прилегающих территорий», в границах которых запрещена продажа алкоголя из-за близости к школам, больницам и другим подобным объектам — ведь этот вопрос относится к ведению местного самоуправления. Но и тут имеет смысл проявить осторожность. В начале этого года Минпромторг уже высказался за полную отмену запрета из-за такого соседства. Ведь из-за него в России за последние 3 года полностью прекратили работу около 18 тыс. магазинов и около 14 тыс. предприятий общественного питания. Дело в том, что для многих из них пиво и алкоголь являлись «товарами-драйверами», приносящими до 40% выручки. А радиус «прилегающих территорий» в одних местах составляет 10 м, в других — 100 м, а кое-где равен даже целому километру, в пределах которого вымирает мелкий торговый бизнес.

Как, помимо введения новых запретов и ограничений, можно улучшить ситуацию с алкоголем в городе?


1
В первую очередь, необходима беспощадная борьба с самым страшным врагом — нелегальной торговлей суррогатными напитками. Ведь суррогаты — это не только продажа спиртного в запрещенное время, но и огромный риск для здоровья. Далеко не всегда поддельная «водка» представляет собой разбавленный медицинский спирт, а «вино» — смесь спирта, воды и порошков типа «Юппи» или «Инвайт». В качестве сырья для нелегального производства нередко используются денатурированные стекломои; для усиления опьяняющего действия «вино», случается, настаивают на табаке, а в качестве красителя используются фломастеры. Покупатели такой продукции рискуют не только здоровьем, но порой и жизнью. Проведение рейдов по возможным точкам нелегальной продажи — работа полиции, однако любой неравнодушный местный житель наверняка знает места, где можно купить алкоголь в любое время суток.

2
Как пел Владимир Высоцкий, «если я чего решил, то выпью обязательно!». У большинства наших сограждан бывают случаи, когда без алкоголя они обойтись решительно не в состоянии, какое бы время ни показывали часы. Это семейные проблемы и потеря близкого человека, неприятности на работе, встреча со старым другом — вариантов масса. В такой ситуации, если отсечь любые легальные возможности, человек отправится к подпольным торговцам. Безусловно, закон разрешает торговлю для предприятий общественного питания и можно пойти в бар или ресторан — однако для большинства потребителей такую возможность отсекают тамошние цены. Решением могло бы стать открытие в удобном и доступном месте недорогого, с минимальной наценкой бара, работающего допоздна или даже круглосуточно. В этом случае многие потребители, нуждающиеся в алкоголе после наступления «комендантского часа», предпочтут пойти туда вместо того, чтобы разыскивать бутылку у нелегальных продавцов. При этом, с учетом все-таки более высоких цен, употребленная в баре доза окажется меньше, да и контролировать соблюдение порядка в таком месте куда проще, чем по паркам и дворам, куда расползаются компании с нелегальным бухлом.

3
Коль скоро уж пить все равно будут, нужно стремиться к тому, чтобы низкоградусных напитков покупали больше, а водки — меньше. Статистика показывает, что любители пива и вина потребляют существенно меньше алкоголя в пересчете на чистый спирт, чем потребители водки. Негативные последствия в диапазоне от алкогольной интоксикации до хронического алкоголизма среди них также встречаются не в пример реже. Поскольку для продажи пива и для торговли крепким алкоголем требуются разные лицензии, местные власти вполне в состоянии создать «пивной» перекос в торговом предложении. На юге России, в традиционных винодельческих краях, большой популярностью среди жителей пользуются фестивали вина — как правило, винопроизводители и торговые сети охотно участвуют в таких мероприятиях, предоставляя в качестве спонсорского взноса свою продукцию, которую стремятся продвинуть на рынке. В более северных регионах, где вина являются скорее экзотикой, публика хорошо встречает пивные фестивали, проводимые аналогичным образом. При их организации особенно охотно идут на сотрудничество небольшие местные пивоварни, а также производители сидра и медовухи.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.