Охватившая не только Россию, но и весь цивилизованный мир, мода на города «прогрессивного образа» — зелёные, велосипедированные, минимально зависящие от автомобиля — напоминает велосипедный бум, случившийся в Соединённых Штатах в начале 70-х. Тогда дети поколения бэби-бумеров тоже массово пересаживались на мускульный транспорт и даже закапывали автомобили в знак протеста. Однако, продержавшись всего пять лет, бум «сдулся» так же внезапно и без следа, как и начался — оставшись для потомков предупреждением, что не стоит увлекаться двухколёсным транспортом чрезмерно, без оглядки на обстоятельства. С тех пор практика много раз доказала, что всегда полезно оценить побочные эффекты и скрытые опасности, и лишь после принимать стратегические решения относительно способов передвижения в городской черте.

Примером такого зрелого, сбалансированного подхода к реорганизации городов может служить столица Норвегии, которая едва не стала первым европейским мегаполисом, полностью запретившим личный автотранспорт. Но именно, что едва: под давлением протестов, власти одумалась и дала задний ход. Вместо запрета, Осло сместил баланс в уравнении «автомобиль — город — велосипед» вправо, но не стал левую часть отрезать. И это решение справедливо заслуживает подробного описания, а возможно и повторения в российских условиях.

История того, как Осло пришёл к идее отказа от автомобиля, в общем, типична. Впервые осознав, что бензиновая зависимость до добра не доведёт, ещё в 70-е годы, город тем не менее не предпринимал никаких решительных действий по излечению от неё вплоть до последнего времени. И только пару лет назад власть и общественность созрели достаточно, чтобы решиться сделать родные улицы радикально свободней, а воздух чище. Одна из поставленных целей: сократить на 95% выбросы углекислоты к 2030 году. Проблема же в том, что хоть Осло чуть ли не впереди планеты всей по удельной доле электромобилей в общей массе личного транспорта, львиная доля выбрасываемой в атмосферу CO2 приходится всё-таки на автомобиль.

Было.
То, что даже краткосрочный запрет на эксплуатацию авто даёт немедленный и значительный положительный эффект, давно не теория. Это подтверждено экспериментами, модными в последние годы в Европе: резко падает концентрация аэрозолей и вредных газов, снижается до давно невиданных значений уровень шума, а улицы расцветают необыкновенными видами социальной активности — вроде открытых тренингов по йоге и стихийно возникающих народных гуляний. Так что в Осло знали, ради чего бороться. И смогли сформулировать, а главное — принять, весьма радикальный план реформирования уличного движения. Согласно ему, в частности, предполагалось полностью запретить въезд в центр города личного автотранспорта. Но тут-то неожиданно и проснулась оппозиция в лице сторонников автомобиля — пусть малочисленная, зато руководствующаяся не субъективным желанием, а здравым смыслом.

Представьте себе город, в который не сможет въезжать автомобиль. Положим, для местных жителей это ещё терпимо: они просто станут чаще пользоваться общественным транспортом. Но что делать людям, добирающимся издалека — и отдохнуть, и по делам? Конечно, они могут оставлять авто на перехватывающих парковках на въезде, а затем пересаживаться на автобусы и метро, но ведь это сделает маршрут более долгим и значительно менее удобным. Так что очень вероятно, что многие из них откажутся от идеи посетить Осло в пользу более удобных вариантов вне его границ.

А это без сомнения убьёт мелкий бизнес, зависящий от покупателей, приезжающих извне. Таков смысл позиции, занятой местной торговой ассоциацией. И аргументация её оказалась настолько убедительной, что власть была вынуждена отказаться от первоначального плана в пользу значительно менее жёсткого решения: вместо запрета — ограничить свободу права владельцев личного автотранспорта.

Теперь ключевой постулат плана на ближайшие три года звучит следующим образом: не запрещать, а сделать менее удобным и менее выгодным пользование личным автомобилем по крайней мере в границах центральной части города. Автомобилисты должны перестать чувствовать себя единоличными хозяевами улиц и перейти в категорию гостей. Примечательно, что и электромобили тоже в опале — ведь вне зависимости от того, бензиновый двигатель или электрический, машина всё-равно занимает слишком много пространства.

Стало.
Но как этого добиться? Очень просто: уничтожив парковки! Тысячи парковочных мест, сосредоточенных главным образом вдоль дорог общего пользования, уже в течение года-двух будут отданы под велодорожки, либо заняты под возведение каких-либо социально-полезных конструкций (вроде площадок для отдыха или даже велопарковок). Работа кипит — и уже сейчас можно понять, как будет выглядеть город по снимкам с отдельных улиц, подвергшихся перепланировке. Вот, как на фотографиях, иллюстрирующих колонку: оцените, сколь непривычно широким становится пространство между домами, если удалить из него даже часть бесполезно стоящих автомобилей!

Впрочем, в данном примере движение личного автотранспорта всё-таки сохранено. Но уже на следующем этапе часть улиц будет перекрыта для въезда личных авто совсем, а велодорожек благодаря этому удастся построить столько, сколько не сделали за предыдущую декаду. И если всё пойдёт как задумано, городской дорожный трафик сократится значительно даже без тотального запрета на автомобиль — и, получается, без протестов и ущерба для мелкого бизнеса.

Интересно, что при всём при этом жители Осло не слишком-то жалуют велосипед. Да, город последовательно и настойчиво продвигает велотранспорт в массы: например, субсидирует покупку электровелосипедов (которые считаются хорошим вариантом для пожилых людей), грузовых моделей, поддерживает велодоставку мелких грузов в центр города, а ещё заботится о поддержании в надлежащем состоянии велодорожек. Тем не менее даже в тёплый сезон лишь около 8% поездок в городе совершаются на велосипедах (а зимой ещё почти втрое меньше).

О чём это говорит? О том, что Осло не помешан на велотранспорте, не считает его полноценной заменой автомобилю. Просто сам автомобиль горожанам надоел настолько, что даже велосипед кажется неплохой ему заменой. Однако власть и общественность нашли в себе силы не торопить естественный ход событий, задуматься о последствиях. Так взрослеют города.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.