Когда на днях «Яндекс» запустил мобильное приложение «Яндекс.Здоровье», о нём мало кто написал. Оно, в общем, и понятно: в текущем виде это всего лишь «электронная регистратура», позволяющая быстро записаться на приём к врачу. Идея хорошая, но не уникальная (её много раз пытались реализовать) и без амбиций. Однако, присмотревшись, можно разглядеть за вроде бы незначительным проектом тенденцию, которая уже меняет и обещает в ближайшие годы радикально изменить отечественную медицину в организационном смысле. Лекарства, конечно, никуда не денутся, как и врачи. Но вот устанавливать с врачом контакт люди будут сильно иначе, нежели сейчас. Как именно? Я попробую нарисовать картинку.

«Яндекс.Здоровье» можно прямо сейчас поставить как на iPhone/iPad, так и на Android. Суть: ускорить и упростить мучительно неэффективную процедуру записи к врачу. Вы все прекрасно знаете, как это происходило и как происходит до сих пор. Вот вы встаёте с утра и чувствуете недомогание. Решаете, что недурно было бы показаться доктору. Но ведь просто так прийти на приём нельзя! Так что вы садитесь на телефон (если есть контакты районной поликлиники), либо отправляетесь туда лично раным-рано, в надежде получить заветный талон. Коммерческая медицина ничего принципиально в этой картине не изменила: да, врачи там может быть и обходительней, но по-прежнему нужно звонить или ехать. И кстати, сколько вы знаете частных поликлиник в округе? В «Яндексе» вот подсчитали и прослезились (не потому, что клиник мало, а потому, что о них никто не знает!).

Так вот, вместо этой набившей оскомину процедуры, москвичи теперь могут запустить «Яндекс.Здоровье» и сделать всё через него. Приложение покажет на карте ближайшие частные поликлиники, специалистов и цены на первичный приём, проведёт, если нужно, краткий тест на симптомы, чтобы облегчить выбор, и наконец запишет на удобное время. Всё, можете приезжать в назначенный час. Никакой беготни, никаких справочников, никакого ожидания на линии. Современно, быстро, удобно. Ограничений, конечно, пока множество: клиники только частные и не все, город только Москва. Зато есть и бонусы: например, приложение запоминает историю посещений, так что потом легко вспомнить понравившегося врача или «поднять» старый рецепт.


Схема эта, повторюсь, не уникальна. На самом деле уже какое-то время россияне могут записываться на приём как в бесплатные, так и платные клиники. По полису обязательного медстрахования — через портал «Госуслуги» (не всегда и не везде, но возможно). Или через целый ряд независимых веб-сайтов, решающих ту же задачу для частных медучреждений: смотрите, например, Emportal.ru, действующий во многих крупных городах страны.

Так что «Яндекс» идёт проторённой дорожкой. Но вот чего в нём никто не оценил, так это «заявок» на будущее: небольших и пока ещё недоразвитых функций, которые за год-другой способны превратиться в полноценный функционал и подтолкнуть медицинскую революцию в стране!

О чём речь? Прежде всего о функции электронной карты больного. Ведь мы привыкли, что вся информация о наших болячках хранится в персональной карте: толстой тетради, лежащей непременно в районной поликлинике, откуда может быть извлечена только врачом. Но какой смысл держаться за эту дряхлую традицию в XXI веке?! Ведь можно сделать удобней! Вашей личной картой может стать ваш телефон с работающим на нём «Яндекс.Здоровьем» (или любым другим аналогичным приложением).

Вот вы записались на приём к врачу — и телефон делает пометку. Вот вам поставили диагноз — и информация автоматически подгружается туда же, в память телефона. Выписали лекарства — и электронный рецепт уходит опять-таки на телефон, не нужно таскаться с бумажками. В результате даже если в будущем вы обратитесь в другую поликлинику, вся история вашей болезни будет у вас с собой — и одним кликом её можно переслать на компьютер лечащего врача, сэкономив тем самым массу времени и сделав лечение более точным. При этом тайна данных никоим образом не пострадала: ваша информация по-прежнему под вашим контролем!


Другая функция ещё интересней: электронный диагност. Ведь, почувствовав себя нехорошо, вы не всегда знаете, к какому именно врачу записаться. Стандартный ответ на это — идти к терапевту, который сам разберётся и направит дальше. Но зачем тратить своё и чужое время, если теперь есть возможность убрать лишнюю ступень? Запускаете «Яндекс.Здоровье», проходите быстрый, на несколько минут, опрос: он локализует район неприятных ощущений и помогает точнее описать сами ощущения, определяет наиболее вероятную причину, после чего сразу даёт список специалистов, к которым вам лучше обратиться.

Точность такой диагностики невысока и подобный подход справедливо критикуют: «автоматическая» диагностика никогда не сможет тягаться с осмотром настоящим врачом, в силу объективных причин (вы не врач, вы не можете описать свои ощущения полно, адекватно или даже правильно, телефон не в курсе всех обстоятельств болезни и т.д.; на самом деле увлечение «электронным самолечением» — серьёзная проблема). Однако ничто не мешает сделать «автодиагноста» весьма точным, с большой вероятностью экономящим время пациента и докторов.

Для этого почти наверняка придётся подключить к программе внешний искусственный интеллект, в распоряжении которого находится большой архив историй болезней. Подобные опыты уже ведут, например, IBM и Google (и даже с успехом). Ничто не мешает сделать это и «Яндексу». А в результате, вместо посещения двух врачей, вы сразу пойдёте к одному нужному. И риска никакого: даже если автодиагност ошибётся, он всё-таки направил вас к доктору, который ошибку заметит и исправит.

Пока эти функции в «Яндекс.Здоровье» в зачаточном состоянии. Как и вообще все приложения и сервисы, ориентированные на российскую медицину: они не связаны между собой, работают только в крупных городах, делят поликлиники на частные и государственные... Однако тенденция уже очевидна: формирование единого информационного пространства в сфере медицинских услуг. Движущей силой служит спрос со стороны населения (ведь удобно!). И, по правде говоря, работы осталось не так уж много. Ещё год-другой и мы сможем в полной мере наслаждаться плодами этой новой технической революции в отечественной медицине.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.