Законодательство Российской Федерации предусматривает ряд льгот для государственных служащих, среди которых есть и возможность получения помощи на приобретение жилого помещения. Данная привилегия закреплена в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и постановлением «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Звучит подобная перспектива весьма многообещающе, но все ли так радужно на практике, как и в теории? Попробуем последовательно разобраться в алгоритме получения государственной выплаты.

Кто

Согласно законодательству, право на получение денежной компенсации имеют лица, занимающие должность в системе государственной службы РФ, а именно:
  • госслужащие РФ
  • госслужащие субъектов Федерации
  • сотрудники Администрации президента и других органов при президенте
  • служащие Совета Безопасности
  • работники федеральных законодательных органов
  • служащие Конституционного, Верховного, Арбитражного и других судов
  • сотрудники прокуратуры
  • сотрудники Счетной палаты
  • сотрудники Центральной избирательной комиссии
Данная субсидия является единовременной, то есть предоставляется один раз в жизни и может быть выплачена сотруднику только во время фактической службы в государственных структурах. Преимущество в рассмотрении заявлений с просьбой о выплате имеют служащие, воспитывающие троих и более детей, а также чиновники, занимающие ведущие позиции. Право на подачу заявления об улучшении жилищных условий и получения субсидии также имеют ближайшие родственники госслужащего, при условии проживания в одной квартире. Ближайшими родственниками считаются члены семьи: супруги, родители и дети. В некоторых случаях делается исключение и к ближайшим могут быть причислены прочие родственники, но для этого сначала госслужащему необходимо доказать факт ведения с ними совместного хозяйства и общего бюджета.

На каких условиях

Прежде всего стоит помнить, что субсидия на улучшение условий проживания выплачивается если стаж работника составляет не менее одного года. Однако это условие - далеко не единственный камень преткновения, стоящий на пути к получению заветной помощи и комфортабельной жилплощади.
Итак, совершенно смело можно подавать заявление, если госслужащий:
  • снимает жилье по договору социального найма, оно находится у него в собственности, он проживает в жилье членов своей семьи общей площадью меньше 15 кв. метров на 1 человека. Важно учитывать, что если у служащего или его родственников есть несколько жилых помещений, то площадь на одного человека считается исходя из их суммарной площади
  • проживает в аварийном, непригодном, подлежащем реконструкции или сносу помещении
  • вынужден проживать вместе с родственником, который страдает тяжелой формой заболевания и совместное проживание является невозможным. Полный список заболеваний указан в Постановлении Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 г.
  • проживает в общежитии или коммунальной квартире. При этом площадь данного жилья не учитывается.
  • проживает в неизолированной комнате или в однокомнатной квартире в составе двух семей
Кроме того, если вы принадлежите к числу служащих, которые являются помощниками или руководителями высшего ранга по решению главы госучреждения субсидия может быть предоставлена вне зависимости от соответствия всем вышеупомянутым правилам.

Что для этого нужно

Шаг 1: Встать на учет и подать заявление на имя руководителя комиссии федерального госоргана, занимающегося вопросами о предоставлении выплат.
Шаг 2: Подготовить оригиналы и нотариально заверенные копии необходимых документов:
  • Трудовая книга
  • Выписка из ТК
  • Финансовый лицевой счет
  • Свидетельство о браке
  • Копии документации по поводу наличия у служащего и его членов семьи других жилых помещений помимо того, в котором они зарегистрированы
  • При наличии, документ подтверждающий полномочия на доп. площадь
Не позже, чем через два месяца специальная комиссия обязана рассмотреть поданные бумаги и вынести решение о постановке служащего на учет или же об отказе в предоставлении денежной выплаты. Отказ гражданин может получить в случае, если комиссия не выявит оснований для предоставления субсидии.

Простая арифметика выплаты

Расчет субсидии производится исходя из общих параметров жилой площади помещения. По установленным министерством труда нормам, жилая площадь должна составлять:
  • 33 кв. метра на одного человека
  • 42 кв. метра на семью из двух человек
  • для семей из 3-х человек и более полагается 18 кв. метров на человека
Для того чтобы рассчитать размер выплаты нужно помножить между собой три показателя:

О - общую площадь жилого помещения
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья
К - поправочный коэффициент стоимости

Схематично можем записать формулу расчета, которая выглядит как:
Р = О х С х К

Общая площадь жилого помещения рассчитывается исходя из суммы норматива общей площади (Н) и размера дополнительной общей площади (Д), при ее наличии. Также следует вычесть сумму площади жилых помещений, принадлежащих или занимаемых гражданским служащим и членами его семьи (Л). То есть:
О = Н + Д - Л

Поправочные коэффициенты

В зависимости от стажа работы на госслужбе законом установлены поправочные коэффициенты в размере:
  • от 3 до 5 лет стажа – 1,05
  • от 5 до 9 лет – 1,1
  • от 9 до 11 лет – 1,15
  • 11-15 лет – 1,2
  • 15-20 лет – 1,25

Строго по назначению

Выплаты, не облагаются налогом и могут быть использованы исключительно на цели, связанные непосредственно с покупкой жилья. Приведем полный список таких целей с указанием документов отчетности, которые придется предъявить после получения выплаты:
  • покупка объекта недвижимости по договору купли-продажи
В государственный федеральный орган госслужащий обязан принести копию контракта купли-продажи и свидетельство собственности на приобретенное им помещение.
  • оплаты паевого взноса, если служащий является членом жилищных кооперативов
Предъявляется документ, который подтверждает его членство в кооперативе, устав кооператива, справку о внесенной сумме и другие документы.
  • для погашения ипотечного кредита, уплаты процентов по кредитам на приобретения жилья. Однако эти средства не могут быть использованы для погашения штрафов, комиссии, пени за использования кредитов на жилое помещение
Предоставляется кредитный договор, справка о размерах долга, договор об ипотеке, иные бумаги.
  • для оплаты фронта работ по строительству индивидуального жилого помещения
Чтобы для этих целей вам дали субсидию, подаются правоустанавливающие бумаги на земельный участок, разрешение на строительство от органов местной власти, договор о строительном подряде и проч.

Про ловкость рук

В Постановлении № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» подробно рассматривается порядок ограничения для постановки на учет чиновников, уличенных умышленном ухудшении своего жилья. В случае подобного жульничества гражданин лишается возможности воспользоваться правом получения субсидии на пять лет. К таким действиям относятся:
  • неравноценный обмен жилищем
  • невыполнение договора о пользовании помещением, в результате чего должностное лицо было выселено через суд
  • вселение в квартиру иных лиц, кроме членов семьи
  • выделение доли другим собственникам
  • отчуждение всего или части помещения

Резюмируем

  1. Право на получение жилищной субсидии есть у каждого госслужащего после года работы
  2. На учет может встать работник государственных органов, проживающий в квартире с площадью менее 15 кв. метров на человека
  3. Субсидия не облагается налогом и может быть потрачена исключительно на улучшение условий проживания
  4. После приобретения жилого помещения или использования средств государственной выплаты по их прямому назначению, гражданин

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.