Признайтесь, давно ли вы брали в руки фотоаппарат? В смысле, настоящую фотокамеру. Рискну предположить, в восьми случаях из десяти ответом будет: редко! Вы наверняка снимаете всё «телефоном». И не думайте, пожалуйста, я отнюдь не собираюсь вас стыдить. За последние два-три года встроенные в мобильные телефоны камеры настолько приблизились по характеристикам к камерам «настоящим», что функциональная граница между ними практически стёрлась. Не так давно проводился даже открытый тест (если желаете, можете пройти его сейчас: см. «Фотографическая правда»): предлагалось отличить видео, снятое хорошим смартфоном и очень хорошей цифровой зеркальной фотокамерой. Так вот не то что разница между ними не видна, а субъективная оценка часто оказывалась в пользу смартфона!

Но я не зря сказал «практически». На самом деле разница, конечно, остаётся. Хороший настоящий фотоаппарат — это широкий объектив (читайте: больше собираемого света, а значит, качественная съёмка в темноте и различимость мелких деталей), это большой диапазон глубин резкости, это сменная оптика, (почти) полноразмерный фотосенсор, и кое-что ещё. Плохо в фотоаппарате только одно: он — не смартфон! И шутки шутками, а это действительно большой минус: на смартфоне вы можете сразу обрабатывать снимки, делиться ими, отвечать на критику и похвалу — с фотоаппаратом же можете только снимать.

Так что менять смартфон на фотоаппарат никто, конечно, уже не будет. Но почему бы не попробовать приблизить камеру смартфона к фотоаппарату настолько, чтобы разница между ними практически исчезла? Этим давайте сегодня и займёмся: рассмотрим пять несложных рецептов значительного расширения способностей камеры смартфона. Причём рецепты универсальные: все они подходят как для Android, так и для iOS-устройств.

1
А начнём со смешного: со штатива! Если вы занимались фотографией хоть сколько-нибудь серьёзно, то конечно знаете, что штатив — штука чрезвычайно полезная. Надёжная фиксация камеры здорово помогает, когда необходимо сделать сложный кадр. Так избегают, в частности, дрожания рук при долгих экспозициях. У фотоаппаратов для этого есть специальное гнездо с резьбой, куда и вкручивается штатив. Но как быть со смартфоном?

Тут такого гнезда нет и вряд ли оно когда-то появится: слишком дорого пространство в мобильных устройствах, счёт идёт буквально на кубические миллиметры! Поэтому предложена масса способов по-быстрому укрепить смартфон на полноценном штативе. Лично мне нравится вариант с автомобильным держателем телефона с гибкой ножкой и небольшим количеством скотча (вот видеоинструкция).

Впрочем, правильней будет приобрести специальный треножник для смартфонов (таких полно в интернет-магазинах). Он особенно хорош, если наделён гибкими ножками, что позволяет управлять наклоном играючи, а ещё вытворять фокусы, которые трудно проделать с обычным штативом: например, крепить горизонтально, цепляясь к вертикальным объектам.

А этот трипод ещё и магнитный.
Не удовлетворяйтесь настройками, выставленными по умолчанию! Большинство пользователей никогда не заглядывают в настройки камеры смартфона — да часто даже и не догадываются, что они существуют! Между тем, если копнуть совсем неглубоко, обнаружатся вещи, хорошо знакомые каждому, кто имел дело с настоящим фотоаппаратом: чувствительность в единицах ISO, настройки фокуса, выдержки, различные режимы баланса белого, разрешение кадра. Идея же в том, что автоматический режим съёмки (когда смартфон самостоятельно выставляет параметры) может быть и неплох, но умно управляя настройками вручную, вы почти наверняка сможете получить лучший результат. Так что загляните в настройки камеры. Иногда, если они спрятаны, нужно выбрать режим камеры «Pro». После этого вот на что следует обратить внимание прежде всего.

Во-первых, ISO. Чем выше его значение, тем чувствительней камера к свету, тем меньшая выдержка требуется. Однако помните, что из-за особенностей работы электрических фотосенсоров, с увеличением ISO растёт и количество шумов. Поэтому, особенно если вы располагаете штативом, возможно, правильней будет удовольствоваться меньшим значением ISO, но более длинной экспозицией: это даст картинку заметно чище.

Во-вторых, поиграйте с балансом белого. В простейшем случае следует выставлять режим, соответствующий условиям съёмки: при работе под открытым небом ставьте «дневной свет» и «облачный», а в помещении «лампу накаливания» и «флюоресцент». Таким образом можно получить намного более сочные оттенки.

Наконец, в-третьих, разрешение кадра должно быть максимальным, то есть совпадать с количеством пикселей на фотосенсоре. Это обеспечит максимально чёткую картинку, наименьшую замыленность. А ещё из такого кадра потом будет возможно вырезать куски — имитируя «зум» (камеры смартфонов умеют делать настоящий «зум», но лишь в незначительных пределах: для этого требуется перемещать линзы в объективе, а смартфонам для этого попросту не хватает толщины).

Одна и та же сцена, снятая в разных режимах белого.
Помните, что смартфон — это не «телефон плюс камера», а «маленький компьютер плюс камера»! Значит, можно не только гибко управлять процессом съёмки, а ещё и немедленно подвергать изображение обработке. Для чего, конечно, написаны тысячи приложений. Большинству пользователей лучше будет начать с фотографических приложений, не требующих глубоких знаний фотографии. Например, с популярного Camera MX и ему подобных.

В программах этого класса предусмотрены несколько автоматических режимов, позволяющих быстро и гибко применять разнообразные фильтры — причём зачастую ещё до того, как вы нажмёте «спуск». С обычным фотоаппаратом реализовать такое просто невозможно! Но играть можно не только с параметрами кадра, а и со временем: в режиме Live Shots камера опять-таки начинает снимать до «спуска затвора» и если вы опоздали, сможете «отмотать» несколько секунд назад и выбрать самый удачный момент. Либо превратить получившийся поток кадров в анимацию.

А вот Camera FV-5 и ей подобные приложения принадлежат уже к классу инструментов, ориентированных на опытных фотографов. Интерфейс её максимально приближен к тому, что видит в окуляре обладатель любой хорошей «зеркалки»: все важнейшие параметры на виду и, главное, все их можно быстро менять. Информации здесь на самом деле показывается даже больше, чем на обычных фотоаппаратах: например, можно вытащить цветовые гистограммы, строящиеся «на лету». Однако принципиальное отличие этого класса приложений от предыдущего в том, что здесь совсем или почти отсутствуют автоматические режимы съёмки. Всё выставляется пользователем вручную, либо корректируется по заданному пользователем же сценарию.

Работает Camera FV-5.
К сожалению, не все возможности фотоаппаратов можно реализовать на смартфоне «честно», порой приходится идти на ухищрения. Например, чтобы осуществить съёмку с очень длинной выдержкой (десятки секунд), FV-5 накапливает кадры, делаемые постоянно, но с разрешением меньше максимально возможного. Зато появляется возможность сделать такое, на что фотоаппарат неспособен: так, есть функция брекетинга — быстрой съёмки нескольких кадров с разной выдержкой, что позволяет скомпоновать HDR-фотографию. Есть и малошумный режим сверхнизкой чувствительности (ISO 50): правда, сработает он не на каждом смартфоне. И это правило относится ко многим «экстремальным» и необычным функциям: не каждая смартфонная камера наделена соответствующими возможностями.

Как и упомянутые в предыдущем пункте, такие приложения, как правило, платные, причём бесплатная версия либо полнофункциональна, но ограничивает разрешение, либо позволяет использовать максимальное разрешение, но лишена части функционала. В любом случае не стоит жалеть на них денег: они расширяют стандартные возможности камеры намного дальше того, что умеют обычные фотоаппараты, а стоят в районе сотен рублей.

Однако как бы вы ни хитрили с программным обеспечением, настройками и штативом, главный недостаток смартфона никуда не делся: плоская камера с узеньким объективом. И исправить его можно только одним способом: навесив внешний объектив, лучший по характеристикам!

Один из самых популярных вариантов крепления внешнего объектива на смартфон.
К счастью, это давно уже не проблема: на том же AliExpress предлагается множество внешних объективов для смартфона по вполне приемлемым ценам (опять-таки сотни рублей). Такая штука крепится на смартфон непосредственно перед съёмкой (обычно на особую клипсу, к корпусу), носить конструкцию собранной постоянно затруднительно. Зато она радикально меняет параметры и возможности штатной оптической системы. Можно взять объектив, собирающий больше света — и снимать в темноте. Можно взять выпуклый и превратить камеру в «рыбий глаз». Можно найти модель для макросъёмки.

Подобную конструкцию всегда полезно дополнить хорошим фотоприложением, вроде упомянутого в п.4 — потому что непременно придётся много экспериментировать с параметрами, прежде чем вы получите ожидаемый результат. Но оно того стоит! Посмотрите, например, какие чудеса творит один энтузиаст на самом обычном Galaxy S4 с навесными (самодельными!) объективами...

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.