В России продолжается легализация самозанятых – ФНС РФ выпустила разъяснения о регистрации граждан, выстроивших свою трудовую деятельность таким образом. Тем временем стало известно, что за первые три месяца действия налоговых каникул было подано лишь 40 заявлений о постановке на учет в качестве самозанятых. Можно ли говорить о провале реформы, или она просто не успела набрать обороты?

В последние годы российская власть обратила пристальное внимание на граждан, которые самостоятельно организуют свою трудовую деятельность. Рынок труда меняется, и многие люди осознают, что для зарабатывания денег необязательно устраиваться на работу, основывать свою фирму или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Можно просто делать то, что умеешь, для клиентов, которых находишь неофициальными путями. Например, присматривать за ребенком соседей или чинить компьютеры определенного круга знакомых.

Долгое время такого рода деятельность считалась слишком незначительной, чтобы власть обращала на нее внимание. Предполагалось, что человек может заняться чем-то подобным в свободное от основной работы время, либо временно в период безработицы. Но постепенно стало ясно, что многие люди умудряются десятилетиями жить и содержать семьи за счет этих «подработок». При этом люди не платят налоги, а также (что в перспективе даже важнее) выпадают из сферы внимания государства. Власть попросту не знает, чем занимается значительная часть граждан. Она никак не может контролировать их деятельность.

Можно было бы пойти репрессивным путем, попытавшись искоренить самозанятость. Но еще свеж в памяти опыт советского времени с наказаниями «за тунеядство» и жестким преследованием всех возможных видов самостоятельной экономической активности граждан. Опыт этот ни к чему хорошему не привел. Да и времена сейчас все-таки другие (что бы ни говорили о «возрождении советской идеологии»). Сегодняшним россиянам уже не прикажешь немедленно бросить изготовление игрушек на заказ и срочно оформиться на должность дворника через службу занятости.

Поэтому было решено пойти путем легализации. Понятие «самозанятость» стало официальным. Для некоторых категорий самозанятых (няни, репетиторы, сиделки и домработницы) с 2017 года ввели двухлетние налоговые каникулы. Им предлагается явиться в ФНС РФ для регистрации, а взамен обещают в течение двух лет не требовать от них никаких налогов. «Пряник» получился довольно сомнительным. Как заявил нашему изданию один из самозанятых москвичей – «Ведь я налоги и так не плачу».

Как рассказал газете «Коммерсант» бизнес-омбудсмен Борис Титов, за первые три месяца действия нормы о налоговых каникулах были поданы лишь 40 заявлений от нянь, репетиторов, сиделок и домработниц, желающих перейти на легальное положение. При этом на самом деле, по разным оценкам, в России насчитывается от 15 до 22 млн граждан, трудящихся в сером и частном секторах экономики. Это больше, чем население Москвы.

Титов назвал это «провалом легализации». При этом депутат Госдумы Андрей Макаров (один из авторов законопроекта о дальнейшем закреплении понятия «самозанятый» в российском законодательстве) в беседе с Авторадио заявил, что низкое количество зарегистрированных не означает провала реформы. Правда, подробностей своей точки зрения депутат не привел.

Тем временем ФНС РФ в мае выпустила разъяснения о порядке регистрации самозанятых. В позиции ФНС четко прослеживаются «антимиграционные» нотки. Во-первых, встать на учет можно только по месту жительства. Зарегистрироваться по месту пребывания могут лишь лица, у которых нет места жительства в РФ. При этом иностранцы не могут признаваться самозанятыми, если выполняют домашние или личные услуги для частных лиц, либо если работают на организации и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, круг иностранцев, которые могут стать самозанятыми, оказывается довольно узок.

Между тем, по данным Бориса Титова, из 40 подавших заявления – 13 иностранцев. И это неудивительно: стать самозанятым – удобный обходной путь для трудового мигранта, который не желает проходить сложную процедуру получения права на труд в России.

Что же касается россиян, то по-прежнему остается неизвестным – для чего им легализовывать деятельность, которой они могут и дальше спокойно заниматься без контактов с государством.

Похоже, в перспективе «проблема самозанятых» породит комплексное изменение подхода ко всему рынку труда. В информационную эру исполнителям и клиентам, чтобы находить друг друга, все реже требуются посредники в лице бизнесменов. Государство уже не может полностью обозревать и контролировать рынок труда через юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Трудовое законодательство писалось во времена, когда рынок опирался на три субъекта: работник – работодатель – потребитель. И большинство норм были обращены именно к работодателю. Но что делать теперь, когда среднее звено во многих сферах стало необязательным?

Для начала – хотя бы понять, что происходит и как работает система. Для этого новый сектор рынка труда надо тщательно исследовать, и только после этого можно будет говорить о действительно работающих реформах.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.