Футуристы позапрошлого века, пророчившие, что движение в городах встанет из-за гор лошадиного помёта, просчитались даже сильнее, чем могли предположить. «Лошади» XXI века не гадят на улицах (по крайней мере заметно для глаза!), но проблемой стало само их количество. В благополучных странах человек, связавший свою жизнь с автомобилем, уже проводит в пробках суммарно несколько дней в году. И надеяться на то, что дороги расчистятся сами собой, наивно: если сегодня только каждый второй землянин живёт в урбанизированных районах, то к середине века там будут жить двое из трёх. Но неужели выхода нет?

Традиционная точка зрения на проблему: пробки — результат неэффективности транспортной инфраструктуры. Попросту говоря, будет больше дорог, будет и меньше пробок. Увы, идея эта ошибочна, что учёные объясняют чисто экономически: новые дороги удешевляют транспортировку груза из точки А в точку Б, соответственно возрастает спрос и цена возвращается на прежний уровень. Теоретические выкладки подтверждаются практикой: постройка новых дорог лишь временно облегчает транспортную проблему. Кроме того, это едва ли не самое дорогое решение из всех.

Мечтать о светлом будущем, в котором робокары станут общаться друг с другом и тем оптимизировать трафик, а парковки наделят интеллектом, чтобы они сигналили горожанам по телефону о свободных местах, так же бесполезно. Действительно, многое из этого уже осуществимо, но всё ещё дорого и даже будучи внедрено, использоваться будет редко в силу новизны и обычной инерции населения.

Но ведь существуют и решения практичные, но дешёвые, в достаточной степени новаторские, но применимые уже сегодня! Давайте их и рассмотрим. Реализовать любой из следующих вариантов по силам почти всякому городу, страдающему от заторов на дорогах. Как минимум стоит попробовать, ведь по сравнению со строительством новых дорог эти рецепты почти бесплатны!


1
Платный въезд.
Сделайте платным въезд в районы города, наиболее страдающие от пробок, в часы, когда движение обычно бывает парализовано. Строить пропускные пункты не понадобится. Оплата может производиться, например, через SMS, а для контроля за исполнением можно использовать те же дорожные камеры, что сейчас отлавливают нарушителей скоростного режима. Общественный транспорт продолжит ходить в обычном режиме; по понятным причинам разумно пропускать бесплатно и электромобили.

В эффективности этой меры обычно сомневаются, но мегаполисы, рискнувшие применить её у себя, не прогадали. Лондон, Сингапур, Стокгольм и другие смогли таким образом сократить количество автомобилей в перегруженных зонах на 20-50%, одновременно непропорционально сильно увеличив там же количество велосипедистов: горожане чувствуют себя более комфортно и безопасно, и легче соглашаются на поездки по городу на мускульном транспорте.

2
Сузьте проезжую часть. Платный въезд, к сожалению, не принимает в расчёт первопричину пробок: если автомобили едут, значит, людям это зачем-то нужно! И в этом смысле должно помочь понимание потребностей водителей.

Например, есть данные, что до трети машин на городских дорогах движутся просто в поисках места для парковки. Зная это, само собой напрашивается парадоксальное средство, которое в последнее время применяют для борьбы с любителями сократить путь по тихим внутренним улочкам: нужно не расширять проезжую часть в особо нагруженных местах, а напротив — сузить её!

Разрешите парковку с обеих сторон дороги, а саму её сделайте односторонней. Это решит сразу две проблемы. Во-первых, отпугнёт любителей сэкономить минутку, срезая через дворы и спальные районы. Во-вторых, уберёт из потока те автомобили, что мечутся, не находя, где остановиться. Кроме того, это ещё и пополнит городской бюджет, ведь парковку на таких улицах разумно сделать платной.

3
Круговой перекрёсток. Если есть средства на небольшую перестройку, реорганизация «прямоугольных перекрёстков» в круговые — первое дело. Круг со свободным въездом (то есть избавленный от светофоров) эффективней прямоугольной схемы: его пропускная способность выше. А недостаток всего один и легко решается установкой знаков и информационных щитов: водители должны привыкнуть к кругу там, где раньше были прямые пересечения.

О чём знают не все, так это о том, что круговой перекрёсток способен даже на большее — если организовать несколько небольших кругов, вписанных в один главный. Так, например, как это сделано в британском Суиндоне, решение которого считается классическим (см. фото ниже). Фишка в том, что опытные водители могут двигаться по такому перекрёстку более хитрым, но и эффективным способом, тогда как менее опытные — просто ехать по внешнему кругу до нужного съезда.



4
«Умные» светофоры. К перестройкам малой кровью относится и автоматическая, в реальном времени, оптимизация дорожного движения с помощью светофоров. Идея простая: нужно использовать имеющиеся камеры дорожного наблюдения для автоматической оценки плотности потока — и соответственно регулировать режим работы светофоров. Осуществить это на деле чуть сложнее, чем кажется, потому что нужна не просто реакция на уже образовавшуюся пробку, а краткосрочный прогноз обстановки. Впрочем, суть остаётся прежней.

Такая схема реализована, например, в Барселоне. И кстати, максимально дёшево. Силами городских властей была организована своеобразная лаборатория (Barcelona Urban Lab) для компаний, имеющих инновационные разработки и готовых проверить их на практике. Задача города — всего лишь максимально облегчить внедрение. Да, при этом городское пространство превращается в полигон, но ведь с выгодой для горожан!

В России на подобные эксперименты пока решаются с опаской: так, например, скандальная перестройка транспортной схемы Екатеринбурга под давлением общественности отложена, если не отменена. К счастью, сопротивление населения транспортным инновациям обратно пропорционально загруженности дорог. И если Екатеринбург пока ещё «дышит», то стоящий в круглосуточной пробке Краснодар, например, прямо-таки напрашивается на эксперимент.

5
Городские мобильные приложения. В интересах города подстегнуть и разработку мобильных приложений, облегчающих планирование поездок — в том числе составных, предполагающих пользование несколькими видами транспорта. Образчиком тут может служить Лондон с его «электронным планировщиком», позволяющим быстро «просчитать» поездку из одной точки города в другую на любом из видов транспорта, либо нескольких поочерёдно (а тут и метро, и автобусы, и водный транспорт, например). В приложении сведена вся информация о маршрутах и текущем состоянии на транспортных артериях, плюс добавлена логика, позволяющая сократить до минимума время ожидания и пересадок. А, скажем, в Копенгагене в аналогичном приложении можно и билеты купить.

Зная варианты и точное время пути, горожанин использует транспортную инфраструктуру более эффективно, то есть, грубо говоря, меньше нагрузит дороги. Тем приятней, что стоить такие разработки городу могут совсем ничего. Нужно лишь заинтересовать энтузиастов и открыть максимум городских данных (но ведь и всё равно пришла пора об этом позаботиться!).


6
Райдшерингу и каршерингу — зелёный свет! Ещё один нестандартный способ повысить пропускную способность городских дорог — подтолкнуть горожан к совместному использованию личного автотранспорта. Райдшеринг — суть, поиск попутчиков: с помощью сайта или мобильного приложения пассажир подыскивает водителя, собирающегося ехать в то же время в том же направлении, и за обговорённую сумму получает право ехать вместе с ним. Если пассажиров находится больше одного, поездка для каждого получается значительно дешевле аналогичной поездки на такси.

В свою очередь каршеринг — это краткосрочная аренда автомобиля. Тут тоже всё строится на цифровых технологиях: мобильное приложение для поиска и аренды авто, электронный ключ для активации автомобиля и т.д. Главное, что решить задачу перемещения из А в Б становится возможным не имея собственного авто, но с аналогичным уровнем комфорта и свободы передвижения.

Оба направления активно развиваются в благополучных странах Запада, но и у нас за последние несколько лет появились компании и сервисы, предоставляющие аналогичные услуги. Облегчив их работу в своём городе, возможно не только сократить нагрузку на дороги, но и увеличить (постыдно низкую!) эффективность личного автотранспорта.

7
Водитель, знай своё дело! Не стоит недооценивать и правильное поведение водителей, которое можно формировать, например, информационными щитами на дорогах. Существуют несколько простых правил, позволяющих минимизировать риск осложнений в пути. Вот они.

- Стартуйте на зелёный свет бодро и держите максимальную разрешённую скорость. Светофоры обычно синхронизируют так, чтобы вы доехали к следующему как раз на разрешающий сигнал. Не забывайте держать дистанцию!

- Не пяльтесь на попавших в аварию. Так вы рискуете устроить аварию сами и точно снижаете скорость потока.

- Не читайте во время движения ни с экрана, ни с листа. Тем более не сидите в чате. Помните, что даже просто взяв телефон в руки вы уже увеличили риск аварии в несколько раз.

- Помогайте другим совершать манёвры: так вы помогаете потоку удерживать высокую среднюю скорость.

- Если уж попали в пробку, включите лёгкую музыку: она действительно предотвращает скачки кровяного давления и стресс.


8
Оставьте автомобиль дома. При любой возможности в городе лучше вообще избегать пользования личным автомобилем. Максимально используйте транспорт общественный, а в идеале совмещайте общественный транспорт с личным мускульным или электро (ролики, самокат, велосипед, моноколесо/гироцикл и т.п.): это один из трендов, формирующих сейчас облик мегаполисов в развитых странах. Возможно хорошей идеей будет даже просто пройтись или пробежаться: городские расстояния на удивление коротки, а по пути могут попасться интересные и приятные места.

Призыв «спешиться» звучит как банальность, но на самом деле, в частности, в США и Канаде соответствующие пропагандистские мероприятия, проводимые муниципалитетами, включены учёными в список эффективных мер ещё с конца прошлого века. Поэтому не стесняйтесь: горожанин должен знать правду о вреде, который причиняет себе и окружающим пребыванием за рулём!

P.S. Использованы графические работы Norsez Oh, Mike Kline.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.