Хорошие идеи редко лежат на поверхности. Чтобы их отыскать, обычно нужно копнуть, порой буквально закопаться в грязь (в прямом и переносном смыслах!), не брезговать испачкаться, только тогда есть шанс извлечь на свет божий что-нибудь полезное. И как раз сейчас я с удовольствием наблюдаю, как такие идеи одну за другой достают из грязи — буквально! — ребята из общественного комитета «Метла» в моём родном Екатеринбурге.

Постоянным читателям представлять героев сегодняшнего рассказа не нужно: о «Метле», основанной неравнодушными горожанами ради того, чтобы сделать город чище, речь здесь шла совсем недавно, вспомните их проект восстановления одного отдельно взятого газона. Но газоны — лишь небольшая часть городского пространства. Намного больше занимают дороги: проезжая часть, тротуары. Так что вполне логично в «Метле» задались следующим вопросом: а как вообще происходит уборка улиц? Кто, когда, по каким правилам очищает их от скапливающихся зимой и летом куч грязи? В этих-то кучах и были раскопаны три жемчужины, о которых я расскажу.

Прежде всего выяснилось, что уборка муниципальных дорог зависит от присвоенных им категорий. Все дороги города поделены на пять категорий в порядке убывания важности: внекатегорийные, первой, второй, и далее по четвёртую. Вопрос регулируется массой нормативных документов (есть, в частности, соответствующие СНИПы), определяющих категорийность в зависимости от множества факторов: интенсивности движения, наличия социально-значимых объектов и общественного транспорта, уклонов, сужений и прочего.

В контексте нашего разговора важно, что чем выше дорога в списке категорий, тем больше внимания ей должно уделяться. За деталями милости прошу в подробнейшую публикацию «Метлы», но в общем и целом суть вот в чём: пусть и отличаясь друг от друга по частоте и перечню работ, любая дорога должна быть вычищена согласно установленному регламенту. С тротуаров, например, следует убрать грязь и сметённый мусор, очистить урны, отмыть внутреннюю часть бордюрного камня. Для проезжих дорог перечень ещё шире. И есть хорошая таблица, определяющая периодичность работ:


И вот тут — первая загвоздка и первая интересная идея: в России оказывается не так-то просто определить, какой категории та или иная дорога! По крайней мере для рядового гражданина, желающего, например, понять, убирается ли важная для него дорога достаточно часто. Не существует какого-то единого (и понятного неспециалисту!) справочника или службы, которые бы такую информацию предоставили. Почему? Предположительно потому что регламенты чаще всего не исполняются (чиновники пеняют на дефицит средств), а значит беспокоить ответственных лиц будут слишком часто.

Что ж, в этом смысле мы сильно уступаем, например, Соединённым Штатам, где данные о категорийности не просто обнародованы, но и сведены в наглядные, удобные веб-сервисы, так что горожанин точно знает, как часто и когда конкретно его дороги должны подвергаться уборке. Отсюда идея номер один: необходимо добиться перевода сведений о категорийности в разряд открытых данных. Так чтобы всякий желающий был не только вправе, но и в состоянии узнать категорию любой интересной ему дороги. Это позволит как минимум создать веб-сервисы, аналогичные американским, и улучшить контроль за содержанием улиц.

Что приводит к следующей интересной идее. Сегодня в Екатеринбурге (и рискну предположить, в большинстве других населённых пунктов страны) контроль за качеством уборки осуществляют те же самые люди, которые уборку и заказывают: администрации городов и районов. По правилам они делают это минимум два раза в месяц, но проблема не в частоте, а в объективности такой проверки. По крайней мере в Екатеринбурге львиная доля средств на уборку города осваивается муниципальными службами (дорожно-эксплуатационным управлениями, ДЭУ). А это означает, что оценка качества их труда вряд ли объективна.


Очищаются ли урны каждый день? Пройдясь должное количество раз по улице, сделал ли пылесос её чище? Не удалось бы мыть город лучше, распределив финансирование среди подрядчиков каким-то иным образом? И так далее, и так далее: вопросов много, но пока и уборку, и контроль за ней осуществляют муниципалитеты, слабости и нарушения будут покрываться. Поэтому вот идея номер два: необходимо частично или полностью передать контроль за уборкой города общественности.

Заняться этим смогут все желающие, кому небезразлично состояние родного города. Можно было бы создать единый веб-сайт и мобильное приложение — и позвать на помощь горожан: один человек может контролировать любой интересный ему кусок территории — как целую улицу, так и крохотный участок, начиная буквально от отдельной урны. Вскрытые таким образом систематические нарушения могли бы стать отличной темой для журналистских расследований, привлечь внимание общественности — и таким образом сформировать обратную связь, которая поможет сделать город чище. И на самом-то деле можно даже не ждать, пока откроют данные по категориям, а заняться налаживанием общественного контроля прямо сейчас: категорийность конкретной дороги, а значит и периодичность, и состав работ, можно оценить предположительно, а позже уточнить у ответственных лиц.

И отсюда — идея номер три. Сегодня в Екатеринбурге, как, полагаю опять-таки, и в большинстве городов, уборкой улиц занимаются как муниципальные предприятия, так и частные компании — но на долю первых приходится львиная доля бюджетных трат (в Екб это четыре пятых), «частники» же получают остатки и обычно заняты на направлениях, не предполагающих большой фронт работ. Суммы при этом там обращаются впечатляющие: сотни миллионов и миллиарды рублей в год.

Следовательно, в наличии серьёзный рынок, за который грех не побороться. Предпринимателям можно и нужно претендовать на участие в нём, сделав акцент на том, что уборка города «частниками» может оказаться более эффективной: улицы станут чище, а денег будет потрачено меньше. Конечно, большую эффективность «частного клининга улиц» ещё предстоит доказать (пока это только теория), но тут поможет общественный контроль из предыдущего пункта: если улицы действительно станут чище, гражданские активисты это конечно заметят!

P.S. Использованы графические материалы общественного комитета «Метла», Евгения Громова.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.