В Госдуму внесен законопроект о телемедицине – то есть о дистанционных способах взаимодействия пациентов, врачей и образовательных учреждений. На самом деле многие элементы телемедицины уже возникли стихийно, а сейчас их собираются законодательно упорядочить.

Развитие информационных технологий естественным образом привело к тому, что врачи и пациенты начали активно общаться на расстоянии. Простейший способ – телефонный звонок. Даже если вы просто вызываете скорую помощь, диспетчер объяснит вам, как помочь пострадавшему в ожидании прибытия бригады. Это тоже телемедицина. А иногда врач назначает вам лечение, дает свой личный телефонный номер и просит позвонить, если что-то пойдет не так или появятся дополнительные вопросы. И это можно считать телемедициной.

С развитием интернета некоторые люди стали общаться со «своими» врачами по почте или в мессенджерах. Там можно переслать фотографию беспокоящих вас симптомов или вообще использовать видеосвязь и показать все в онлайн-режиме.

Медики относятся к такого рода нововведениям двойственно. С одной стороны, это позволяет работать быстрее, проще и порой качественнее – ведь врач имеет возможность узнать о новых симптомах не через неделю на приеме, а через пять минут после их возникновения. С другой стороны – дистанционно можно отследить далеко не все нюансы, возрастает вероятность врачебной ошибки, за что врач будет нести как минимум моральную ответственность. Вот несколько правил, при соблюдении которых врачи готовы к дистанционным консультациям:

• Это должен быть действительно ваш врач, который добровольно согласился заняться вашим лечением – в том числе дистанционно. То есть он сам дал вам свои контакты и предложил в случае чего выйти на связь. Не стоит донимать вопросами о своем кашле «друга брата мужа, который вроде бы работает гинекологом».
• В абсолютном большинстве случаев дистанционная консультация не должна быть первичной. Ни один врач не скажет, что происходит с пациентом, которого он ни разу в жизни не видел и о состоянии которого знает лишь с его слов. А вот если вы ранее были на приеме или вообще наблюдаетесь по поводу хронического заболевания – да, многие мелкие вопросы можно решить на расстоянии.
• Исключением из предыдущего пункта может стать экстренная ситуация – когда вы чувствуете, что можете умереть, а до больницы прямо сейчас физически не доберетесь, и скорая помощь до вас не доедет. Тогда врач может дать вам какие-то советы, но вам все равно придется как можно быстрее попасть на очный прием.
• Решающую роль играет ответственность и адекватность пациента. Он не должен ни утаивать, ни преувеличивать симптомы. Он должен как можно точнее исполнять все указания врача – и не врать, если не выполнил. Он должен правильно понимать вопросы и четко формулировать ответы. Если же сам пациент в силу возраста, характера или иных обстоятельств не может быть достаточно ответственным, то лучше, если ему поможет кто-то из родственников или друзей.
• В консультации должен действительно участвовать врач. Не стоит обращаться к непонятному «целителю» (даже в белом халате), не стоит самому разыскивать в интернете информацию о своих симптомах. Точнее, почитать о своей болезни можно и нужно, но это может стать поводом лишь для дополнительных вопросов врачу или для смены врача. Не надо самому ставить себе диагноз и назначать лечение.
• Не злоупотребляйте вниманием врача, не дергайте его по пустякам, не предлагайте поговорить о чем-то, кроме болезни. Помните о судьбе мальчика, который кричал «волки!». 

Но телемедицина – это не только взаимодействие врачей и пациентов. Также очень важно дистанционное общение между самими врачами. Сейчас любой врач может за полчаса проконсультироваться по поводу сложного случая с более опытным коллегой. Причем он может приложить к своим письмам не только фотографии симптомов, но и результаты анализов, и ЭЭГ, и ЭКГ, и рентгеновские снимки. Это существенно расширяет возможности каждого, даже не самого опытного и талантливого медика.

Наконец, врачи могут дистанционно проходить обучение. Чтобы поехать на обычные курсы повышения квалификации – надо изыскать средства на дорогу и проживание, а главное – временно оставить работу. Если же курсы проводятся дистанционно, то обучению можно посвятить лишь часть рабочего времени.

Все это уже в той или иной степени реализуется на практике. Но законодательно эта область не урегулирована. Как результат, возникает множество вопросов, не имеющих ответа. Как оплатить консультацию в скайпе по ОМС? Рассказать о состоянии пациента другому, более опытному врачу – это нарушение врачебной тайны? Несет ли врач ответственность за неверный совет, данный по телефону? Как дистанционно выписать рецепт на лекарство или направление на обследование?

На днях правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, призванный «узаконить» телемедицину. Это не единый закон «О телемедицине», а изменения, которые надлежит внести в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и, конечно, в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан».

Согласно проекту, телемедицина должна развиваться на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая с 2011 года создается Минздравом. И врачи, и пациенты смогут регистрироваться в системе и впредь заботиться о своем или чужом здоровье заочно. В идеале каждый гражданин должен будет иметь своего рода «электронную медицинскую карту», а врачи смогут через ЕГИСЗ оперативно обмениваться данными и проводить консилиумы. Использование ЕГИСЗ, с одной стороны, облегчит поиск специалистов, а с другой стороны – позволит пациентам быть уверенными, что «на другом конце провода» находится действительно дипломированный практикующий врач, а не случайный шарлатан. 

Как все это будет работать на практике – говорить пока рано: в законопроекте мало конкретики, очень многое должно быть урегулировано подзаконными актами и ведомственными приказами. Вероятно, и сам законопроект еще не раз будет изменяться и дополняться. Но идея развития телемедицины, безусловно, хороша. Мир не стоит на месте, и в XXI веке человек не должен умирать от редкого и сложного заболевания просто потому, что врач в поселковой поликлинике недостаточно компетентен, а доехать до райцентра человек не в состоянии.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.