Новость о сконструированной госкорпорацией «Ростех» системе городской пешеходной навигации InCity растиражировали десятки российских СМИ. Увы, из публикации в публикацию повторяется один и тот же невнятный пресс-релиз: ростеховцам явно было лень объяснять, в чём смысл и польза их разработки. Местами вообще складывается впечатление, что говорят они не по-русски: «создание общего уникального дизайн-решения», «проработанная технологическая основа» и тому подобное — их сообщение пестрит такими ничего не объясняющими формулировками...

Вероятно, к Иннополису-2017, где продукт планируется показать в действии, для InCity напишут понятную аннотацию. Но я решил не ждать и исправить несправедливость прямо сейчас. Я расскажу об одном из важнейших элементов любого «умного города», одновременно ставшем и ключевым элементом InCity: интерактивном киоске.

Ростеховский InCity (проект). Помимо полноценных интерактивных киосков (два слева) предусмотрены ещё и информационные табло для остановок общественного транспорта (справа), отображающие время ожидания.
Помните, что служило информационным центром городов на протяжении всего XX века? Правильно, телефонная будка! Которая обеспечивала не только связь между жителями, но и выход на экстренные службы, справочные городские службы, предприятия ЖКХ, такси и всё остальное, что только в городе существовало. Она экономила время и расстояния: горожанину и гостю не нужно было мерить город пешком, чтобы получить или сообщить важную в данный момент информацию!

С появлением мобильной связи будка осталась без дела и начала было уже исчезать (их буквально выкорчёвывали), как вдруг — и случилось это примерно лет десять назад — ей нашлась достойная замена, да какая! То, чем придумали заменить телефонную будку, снова стало информационным центром, но с возможностями намного более широкими. И если вы сегодня пройдётесь по крупным городам развитых стран, то непременно на такую штуку наткнётесь. В рост человека или выше, с огромным сенсорным дисплеем, приветливо светящимся днём и ночью — эта новомодная конструкция называется цифровым городским стендом, цифровым киоском или, что звучит чаще всего, интерактивным киоском.

Хельсингборг, Швеция.
По сути своей это очень простая штука. Внутри неё обыкновенный персональный компьютер, наполненный обыкновенными же программами, адаптированными к сенсорному экрану и привязанными к конкретному населённому пункту. Сложнее не столько укомплектовать программами (повторюсь, большей частью готовыми), сколько защитить от негативных факторов окружающей среды: пыли и влаги, экстремальных температур, хулиганов.

Но несмотря на простоту, он обладает несколькими весьма ценными свойствами. Например, словно по волшебству, цифровой киоск привлекает внимание! Как телефонная будка в доцифровую эпоху непроизвольно притягивала взгляд, сегодня это делает цифровой киоск: двое из трёх прохожих останавливаются на нём глазами. И это важно, поскольку позволяет подключить к нему множество функций, которые точно не останутся невостребованными. В ростеховском InCity реализована лишь часть из них, но я опишу типовой функционал, присущий большинству подобных конструкций.

Денвер, США.
По какой-то странной причине интерактивные киоски чаще всего ориентируют на туристов. С его помощью гость города может быстро сориентироваться, выяснить местоположение достопримечательностей, получить по ним краткую справку, даже мельком глянуть местный культурный контент (вроде выступлений музыкантов). Отсюда же доступен список отелей с возможностью забронировать номер, позвонив через интернет или зайдя на веб-сайт (и эти функции тоже встроены в киоск, оснащённый микрофоном, динамиком, видеокамерой и подключенный к интернету).

Однако правда в том, что доля туристов в общем потоке людей, ежедневно проходящем рядом с киоском, слишком мала. И даже крупные мероприятия, вроде Чемпионата мира по футболу, ради которого InCity будет устанавливаться в Екатеринбурге, не могут служить оправданием ориентации только на туристов. Интерактивные киоски необходимо делать полезными самим горожанам!

Нью-Йорк, США.
А для среднестатистического горожанина такой киоск — это прежде всего доступ к открытым городским данным. Любая информация, порождаемая городом, может и должна быть сведена на экраны цифровых киосков: транспортная схема с местоположением единиц общественного транспорта и состоянием на дорогах в текущий момент, магазинами и их ассортиментом, расписанием работы, городскими учреждениями. Чем хорош киоск, так это тем, что, в отличие от мобильного приложения, универсален и не требует никакой заботы: увидел — воспользовался — забыл.

Всё чаще интерактивный киоск оснащается поддержкой Wi-Fi. В простейшем случае он «раздаёт интернет» на сотню метров в округе и воспользоваться этим может всякий желающий со смартфоном, планшетом или ноутбуком. Такой киоск логично сделать узлом в муниципальной сети Wi-Fi: бесплатным будет лишь доступ к городским информационным ресурсам (главный веб-сайт, открытые данные и т.п.), тогда как интернет может раздаваться с ограничениями (подробнее см. «Что за чудо: муниципальный Wi-Fi?»). В таком случае кроме просто прохожих, он будет полезен муниципальным служащим и даже «умной» технике (датчики парковок, мусорных цистерн, жилищно-коммунального хозяйства).

Мадрид, Испания.
Ну, а поскольку есть выход в интернет, ничто не мешает реализовать в киоске функционал старой доброй телефонной будки — но на новом технологическом уровне. Так экстренное соединение со службой спасения или полицией может быть осуществлено нажатием всего одной кнопки. Возможны и звонки (обычные и видео) на телефонные номера и интернет-телефоны, причём последние бесплатны. И пока абонент разговаривает, он может подзарядить свой мобильник от USB-разъёма, тоже встроенного в киоск.

Как видите, большинство функций интерактивного киоска бесплатны. Это хорошо, поскольку привлекает прохожих. Но не ляжет ли содержание сети киосков бременем на городской бюджет? Практика показывает даже обратное: во время бездействия большой экран превращается в рекламный щит — доходы от которого наполняют городскую казну. И это, безусловно, самое замечательное свойство из всех: цифровые киоски, добавляющие городу интеллекта, могут быть поставлены на самообеспечение!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.