Правительство РФ утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов. Согласно плану, к 2021 году численность работающих инвалидов трудоспособного возраста необходимо поднять с 25% до 50%.

Глава Минтруда РФ Максим Топилин в феврале 2017 года заявил, что в России трудоустроены 950 тыс. инвалидов, что составляет 25% от всех инвалидов трудоспособного возраста. Согласно распоряжению правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 893-р, утверждающему план повышения уровня занятости инвалидов, уже к концу 2017 года этот показатель должен быть доведен до 1100 тыс. – то есть до 30%. А к 2021 году в России должны быть трудоустроены 1900 тыс. инвалидов – то есть 50%.

Таким образом, половине инвалидов трудоспособного возраста не придется жить на одну пенсию. Это очень важно для реабилитации – дело даже не в деньгах как таковых, а в осознании себя полноценным членом общества, который способен приносить пользу и сам обеспечивать свои нужды. Работающий инвалид гораздо с меньшей вероятностью впадет в депрессию или начнет злоупотреблять алкоголем, нежели его безработный товарищ по несчастью.

Чтобы реализовать поставленные правительством цели, предлагается поправить федеральное законодательство, усовершенствовав механизм квотирования рабочих мест для инвалидов. Сейчас этот механизм работает далеко не идеально. Одновременно будут внесены изменения в типовые формы трудовых договоров с руководителями госучреждений, муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов. Теперь в договорах будут напрямую прописаны обязанности руководителей по обеспечению занятости инвалидов.

Компетентные органы должны будут предложить и иные направления совершенствования законодательства – как трудового, так и социального.

Также план предусматривает активизацию участия общероссийских общественных организаций инвалидов в развитии бизнеса. Фирмы, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций, должны независимо от иных факторов получать статус малых предприятий со всеми вытекающими преференциями.

Планируется перекрыть лазейку, используемую при госзакупках товаров и услуг, которые по закону должны закупаться преимущественно у организаций инвалидов. Сейчас госучреждения нередко объединяют такие товары и услуги в один лот с другими – и таким образом избавляются от необходимости предоставлять инвалидам преимущества в ходе конкурсного отбора поставщиков. Согласно плану, такое объединение лотов должно быть запрещено. Благодаря этому бизнес, функционирующий усилиями инвалидов, сможет существенно увеличить свои заработки за счет госконтрактов.

Службы занятости, органы соцзащиты, учреждения образования и медико-социальной экспертизы должны будут объединить усилия в выявлении и учете всех инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве. С 2018 года учет будет вестись с применением Федерального реестра инвалидов, который сейчас создается. Как заявлял в феврале Максим Топилин, впредь не инвалид должен будет обивать пороги службы занятости, а сотрудники службы занятости должны будут по собственной инициативе приходить к инвалидам с предложениями о трудоустройстве. Это особенно важно, если учитывать малую мобильность этой категории населения.

Роструд должен будет модифицировать свою базу вакансий «Работа в России» таким образом, чтобы ею было удобно пользоваться инвалидам.

Наконец, государственные органы должны будут активно привлекать к трудоустройству инвалидов социально ориентированные НКО, зарегистрированные в качестве исполнителей общественно полезных услуг. Многие социально ориентированные НКО уже сейчас занимаются как раз помощью инвалидам – в том числе содействуют их трудоустройству. Таким организациям стоит внимательно изучить план правительства и использовать его в своей дальнейшей работе.

Стоит отметить, что в плане не затронут такой вопрос, как самозанятость инвалидов. Между тем, легализация самозанятости сейчас активно обсуждается, уже введены налоговые каникулы для некоторых категорий самозанятых (няни, репетиторы, домработницы и сиделки). Для инвалидов вопрос самозанятости как раз очень актуален – многие из них не в силах работать постоянно и организованно, они в меру сил берут разовые заказы через знакомых или через интернет.

С одной стороны, для многих инвалидов самозанятость – идеальный выход. С другой стороны – именно инвалиды, как социально незащищенная категория граждан, порой подвергаются опасности на неконтролируемом «сером» рынке труда. Заказчики легко могут их обманывать, могут платить им слишком мало, и уж конечно, в процессе самозанятости никто не заботится об обеспечении инвалидам особых условий труда. К сожалению, для многих заказчиков инвалид – это прежде всего человек, которому «некуда деваться» и который «должен быть благодарен за любую возможность подработать».

Сферу самозанятости инвалидов необходимо мониторить наравне с «белым» рынком труда. При этом надо соблюдать равновесие – с одной стороны, не помешать инвалидам зарабатывать (пусть и неофициально), а с другой стороны – не допускать нарушения их прав. Возможно, социально ориентированным НКО стоило бы заняться консультированием инвалидов по этому вопросу – проверять, на кого они работают, какую работу выполняют, сколько им платят и вовремя ли. С каждым инвалидом можно индивидуально обсуждать вопрос – стоит ли ему легализоваться. В этом скользком вопросе многие инвалиды скорее поверят общественникам, нежели государству.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.