Новые технологии обычно делают жизнь легче. На то, собственно, они и нужны, чтобы переложить с человека на механизмы работу, которую раньше приходилось выполнять вручную! Однако, как у всякой монеты две стороны, у каждой технологии имеются побочные эффекты. И хорошо, если ими можно пренебречь, но случается и так, что пренебрегать со временем становится трудно или невозможно. Сегодня речь как раз об одном из таких печальных примеров: технологии чрезвычайно востребованной, продолжающей популярность набирать, но уже ставшей камушком в ботинке цивилизации. О цифровой навигации.

Представить нынче автомобиль без навигатора трудно. Это обязательный спутник в дальних поездках, но и по местности знакомой многие автомобилисты предпочитают перемещаться с включенным цифровым помощником. Понятно, почему: такие программы, как Яндекс.Навигатор, Google Maps, Waze и другие, работающие на смартфоне или планшете, способны не просто проложить, а и в реальном времени скорректировать маршрут с учётом текущей ситуации на дорогах. Против пробок — первое средство!

Как навигаторы о пробках узнают? Да собирая данные о местонахождении своих же пользователей. Принцип простой и универсальный, хоть разные навигационные приложения реализуют его слегка по-разному: если много смартфонов на каком-то участке дороги движутся медленно, очевидно, в этой районе затор.

Работает Waze: одно из самых популярных навигационных приложений на Западе.
Важно понимать ещё и вот какую вещь: цифровая навигация ворвалась в нашу жизнь стремительно. Как бы трудно в это ни было поверить, ещё десять лет назад её фактически не существовало: смартфон в современном понимании тогда только появился, GPS был не на каждом телефоне, мобильный интернет вставал на ноги — и ездить приходилось по бумажным картам! Так что, конечно, новая технология была встречена с распростёртыми объятиями. И недостатки у неё если и замечали, то только сами же автомобилисты: тут карта неточная, там данные о пробках пришли с запозданием и т.п. Но чем больше автомобилей следовали указаниям навигаторов, тем резче обозначалась проблема нового сорта — уже не для автомобилистов, а для общества. И на Западе во многих крупных городах горожане и власть от неё теперь почти плачут.

Чтобы понять, как эта чудесная технология смогла испортить людям жизнь, вообразите обыкновенную ситуацию. Есть городок А, в котором находятся офисы крупных компаний. И есть городок Б, где живут сотрудники этих компаний. Между ними, скажем, пара часов езды на машине. Жить непосредственно в точке А у сотрудников не получается, потому что жильё в тех местах слишком дорогое. Ну, а между А и Б, связанных двумя автомагистралями, обычная сельская местность, население которой не имеет отношения ни к А, ни к Б, и до сих пор жило комфортно в тишине своей зелёной заводи. Но вот изобрели смартфон и приложение-навигатор...

Теперь, как только на хайвэе намечается пробка, навигационное приложение (скажем, тот же Waze) автоматически корректирует курс и может посоветовать водителю съехать с магистрали, протиснуться по улочкам посёлков В, Г и Д, и вернуться на магистраль, сэкономив таким образом несколько минут. Проблема же в том, что аналогичный маршрут предлагается и сотням других водителей. Так что внезапно, без видимой причины, тихие досель улочки пригородных посёлков заливает вонючая ревущая автомобильная река! И поток машин бывает настолько плотным, что местным жителям не то что погулять или отпустить детей, не опасаясь за их жизни, даже выехать из собственных домов порой удаётся с трудом — потому что пробка фактически переместилась с магистрали на узкие пригородные улицы!

Пример этот не выдуман: примерно так всё и обстоит близ Сан-Хосе, что в Кремниевой долине, США. Однако совершенно аналогичная проблема теперь имеет место быть в десятках городов, особенно крупных, где навигация используется активно: спальные районы и тихие кварталы больше не спальные и не тихие!


Что ж, раз проблема очевидна, её нужно исправлять. Но тут-то и начинаются настоящие трудности! Причиной их — чрезмерная новизна навигационной технологии: мы и к ней самой-то ещё не привыкли как следует, а уж борьба с побочными эффектами — задача следующего уровня сложности.

Прямое и самое распространённое сейчас решение состоит в ограничении прав автомобилистов. Например, в часы пик можно установить запрещающие знаки на съездах с магистрали. Прицел здесь на то, что в остальное время движение по магистрали нормальное и навигаторы не предлагают водителям срезать по прилегающим дорогам. А в городах поступают даже жёстче. Здесь наиболее популярный рецепт лечения «навигационной болезни» состоит в перепланировке улиц, не предназначавшихся для большого потока машин. Перестраивать, впрочем, ничего нет необходимости — требуется лишь уменьшить привлекательность таких улочек для желающих сократить через них путь. Можно, например, сузить проезжую часть за счёт разрешения парковки по краям дороги. Установить новые ограничения скорости и «лежачих полицейских». Запретить некоторые повороты и т.п.

Идеальным такое решение не назовёшь. На вопрос, насколько законно ограничение доступа граждан к дорогам общего пользования, строившимся на бюджетные деньги, хотя бы есть обоснованный ответ: делается это ради безопасности местных жителей (мелкие улочки для большого потока машин не предназначались). Но с какой стати недостатки транспортной инфраструктуры перевешивают на головы водителей? Ведь налицо недостаточная пропускная способность главных автомагистралей, так почему бы муниципалитетам не заняться их расширением, вместо того, чтобы ставить новые ограничения?!

Кроме того, трафик — как вода: если перекрыть ему одно русло, он найдёт новое. Именно так и случается в городах, решившихся на перепланировку улиц в надежде спасти их от «навигационной болезни»: на самих перепланированных улицах стало спокойней, но навигаторы направили автомобилистов на улочки, прилегающие к ним...

Идея некоторых муниципалитетов установить контакт с разработчиками навигаторов тоже особого успеха не имела. Действительно, можно заставить разработчиков учесть ограничение на съезд с магистрали в некоторые часы. Но запретить программе искать объездные пути невозможно! Потому что если это откажется делать одно приложение, пользователи воспользуются другим, которое по-прежнему предлагает все варианты объезда.

Не поможет даже прокладка новых дорог! Тут эффект известный: новые дороги лишь увеличат количество автомобилей, пока образовавшиеся резервы пропускной способности не будут съедены.

Яндекс.Навигатор тоже не без греха: «самые свободные дороги», бывает, подразумевают и проезд через дворы, и объезд по автозаправкам.
Так что же, навигаторы завели нас в тупик? К счастью, выход просматривается, но нетривиальный и весьма труднореализуемый. Общая идея в том, чтобы уменьшить потребность населения перемещаться или по крайней мере перемещаться на личном транспорте. Развитие системы общественного транспорта, впрочем, тут лишь одна из мер.

Городам, страдающим от «навигационной болезни», следует обратить внимание на рынок труда: чем больше будет дистанционных рабочих мест и чем более гибок график для каждого сотрудника в отдельности, тем легче будут проходить часы пик. Полезно повлиять на стоимость жизни в районах, близких к центрам занятости — возможно, даже социальными пособиями для нуждающихся. Наконец, есть некоторая надежда, что новые транспортные технологии — такие, прежде всего, как робокары и V2V — сделают дорожное движение более упорядоченным, предсказуемым, эффективным.

Впрочем, не стоит забывать урок, преподнесённый навигаторами: у робокаров наверняка обнаружатся свои побочные эффекты...

P.S. Использованы графические работы Яндекс, Russ Allison Loar, Frank Farm.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.