В Госдуму внесен законопроект, определяющий, какие государственные органы должны контролировать доступность городской среды для инвалидов. До сих пор этот вопрос не был систематизирован.

Доступность городской среды для инвалидов – важнейшая часть их реабилитации. Если маломобильный гражданин может самостоятельно выйти из дома, сходить в магазин и поликлинику, погулять по центру города, а то и ежедневно ходить на работу – он начинает чувствовать себя полноценным членом общества. По сути это единственный метод не утешить инвалида какими-то бонусами и компенсациями, а всерьез приблизить качество его жизни к уровню здоровых людей.

Российские власти всерьез озаботились доступностью городской среды для инвалидов в 2011 году, когда стартовала государственная программа «Доступная среда». В 2012 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. За 2013-2014 годы были внесены соответствующие изменения более чем в 30 федеральных законов и в 715 региональных.

С одной стороны, в теоретическом смысле российским властям легко решать эту проблему. Все необходимые механизмы и схемы уже наработаны европейскими странами, которые озаботились проблемой раньше. Налажен выпуск необходимых устройств, допущены ошибки и сделаны выводы. Казалось бы, остается только изучить зарубежный опыт и скопировать его. Но не все так просто…

Во-первых, климат большей части России суровее, чем в большинстве западноевропейских стран. Приходится думать о том, какие материалы использовать в условиях минусовых температур, как приспосабливать пандусы к тотальному гололеду и полуметровым сугробам (которые появляются вновь через полчаса после очистки). Играет роль и общая запущенность инфраструктуры. Как приспособить к нуждам, например, незрячего пешехода улицу, по которой не каждый зрячий может пройти без травм?

Во-вторых – российские города обретали современный облик в те времена, когда считалось, что инвалид должен тихо сидеть дома или в интернате, получать хороший уход и не оскорблять своим видом взгляды здоровых людей. В пресловутую хрущевку нельзя поставить лифт, а многие учреждения и вовсе располагаются в двух-трехэтажных дворянских особняках позапрошлого века. Лифт там тоже отсутствует, а лестницы порой так узки, что на них трудно поставить даже рельсы. А иногда лестницы слишком круты для рельс и пандусов – например, на железнодорожных надземных переходах. Даже дверные проемы порой становятся проблемой: в некоторых домах они так узки, что коляска в них не проходит.

Наконец, существует и психологический барьер. В первую очередь это касается инвалидов с психическими нарушениями. В российских СМИ и интернете до сих пор можно видеть горячие дискуссии на тему «можно ли пускать психически больных и умственно отсталых посетителей в кафе и рестораны». Теоретически большинство россиян выступают в защиту таких людей, но мало кто на практике готов сидеть с ними за соседними столиками – и владельцы заведений это понимают.

Сейчас на улицах и в зданиях, безусловно, больше приспособлений для инвалидов, чем в 1990-е годы. Но все же нельзя сказать, что городская среда удобна для инвалидов тотально и повсеместно. Бизнесмены, чиновники и другие ответственные лица понимают, что не приспособить здание или улицу для инвалидов – не такое уж серьезное нарушение. В первую очередь это связано с отсутствием систематического контроля в данной сфере.

Чтобы исправить ситуацию, правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который расписывает схему государственного контроля доступности среды для инвалидов. Проект уже прошел первое чтение и готовится ко второму. Предполагается, что закон должен вступить в силу 1 января 2018 года.

Согласно документу, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» появится ст. 15.1 «Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг».

Федеральные органы власти будут следить за соблюдением прав инвалидов в сфере труда и социального обслуживания, на транспорте, в области связи, в медицинской сфере (включая обеспечение лекарствами). К совместной компетенции федеральной власти и регионов отнесут образовательные и культурные права. На откуп регионам будет отдан контроль над социальным обслуживанием на местном уровне, над услугами такси, а также в области жилья и строительства.

Законопроект распределил полномочия таким образом, чтобы «нагрузка» по защите прав инвалидов легла на те органы власти, которые уже осуществляют контроль в соответствующих сферах. Конкретные органы, ответственные за тот или иной вид надзора, будут определены подзаконными актами. В их число войдут Роструд, Ространснадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор и др. При этом будут уточнены административные регламенты, объясняющие, как именно надо проводить контрольные мероприятия. В число факторов, на которые надо обращать внимание при проверке, будет добавлена доступность для инвалидов. Благодаря этому не придется проводить специальные отдельные проверки – общий объем контрольных мероприятий не увеличится.

Сейчас инвалид или органы социальной защиты в принципе могут добиться установки пандуса, специального туалета или лифта – но для этого им необходимо обратиться в суд. Когда законопроект будет принят, проблему в большинстве случаев можно будет решать на досудебном уровне.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.