«Цифровая экономика», о которой в последнее время вновь заговорили на самом верху, суть, очень простая штука. Так называют любую экономическую деятельность, основанную на информации, знаниях. И потому первое и самое полезное, что можно сделать сейчас: поспособствовать максимальному раскрытию городских данных.

Информация эта чаще всего всё равно уже собирается, пусть пока и для использования только государственными организациями, а значит, нужно лишь перевести её в категорию Open Data — то есть сделать доступной всем интересующимся. Оценить выгоду от такого раскрытия трудно (не только у нас: во всём мире та же проблема), но здравый смысл подсказывает, что «цифровое топливо» поможет экономике двигаться быстрее — облегчив труд прежде всего предпринимателей и гражданских активистов, которые (после самих госструктур) стабильно проявляют к Open Data наибольший интерес.

Мы, собственно, давно не новички в теме открытых данных: чего стоит один только федеральный портал Data.gov.ru! Но поскольку далеко не каждый город и тем более населённый пункт пока этим озаботился, я предлагаю сегодня ознакомиться с десяткой потоков, считающихся наиболее полезными. С них имеет смысл начать и на них есть смысл ориентироваться при построении коллекции открытых городских данных масштаба области и города.

Там, где к теме Open Data относятся серьёзно, счёт информационным потокам уже сейчас идёт на сотни (здесь: портал открытых данных муниципалитета Хельсинки, Финляндия).
1 Дорожно-транспортные происшествия. Максимальное количество сведений о каждом ДТП: посуточное обновление, привязка к координатной сетке (чтобы можно было легко нанести точку на карту), число жертв и характер причинённых повреждений, характеристика водителей (результаты освидетельствования на алкоголь, возраст, наличие предыдущих нарушений), характеристика транспортных средств и описание инцидента. Некоторые города придают особый вес ДТП с участием пешеходов.

Данный поток может быть использован не только службами и организациями, занятыми повышением безопасности дорожного движения, но и, к примеру, активистами, отслеживающими, насколько эффективно расходуются бюджетные средства на профилактику происшествий.

2 Текущая ситуация на дорогах. Сюда входят наличие запланированных и непредвиденных препятствий (ремонт, аварии, снежные заносы, наводнения, оползни и т.п.), уровень шума на прилегающих территориях, интенсивность дорожного движения, качество воздуха (температура, влажность, концентрации вредных для здоровья аэрозолей и газов).

3 Текущая ситуация с общественным и альтернативным транспортом, от метро до велосипедов. Местоположение каждой транспортной единицы, пассажиропоток в единицу времени, фактическая длительность поездки для автобусов и такси. Плюс полный маршрут, скорость, время суток и сезон, возможно даже обезличенная информация о пассажирах, если таковую удастся собрать (возраст, пол, примерное место жительства и пр.).

По мере того, как транспортные сервисы обрастают высокими технологиями, собирать подобные сведения становится легче: вспомните, например, велопрокат без велостанций — там муниципалитету нужно лишь договориться с прокатчиком, чтобы получать от него всё вышеперечисленное и даже больше.

4 Состояние систем управления городским транспортом. Это сигналы светофоров и семафоров, шлагбаумы, дорожные знаки. Принципиально важно, чтобы этот поток шёл в реальном времени, то есть отражал состояние каждого узла в текущий момент. Тогда открывается широчайшие поле деятельности для разработчиков мобильных приложений, так или иначе решающих проблему перемещения по городу (например, точное планирование поездки с несколькими пересадками).

Кстати, если вам кажется, что транспорта в открытых данных слишком много, знайте, что именно информационные потоки, посвящённые транспорту, вызывают в Open Data наибольший интерес у исследователей, общественности и бизнеса.

Следующая за транспортом наиболее востребованная категория Open Data: планы и прогнозы развития городского пространства. Здесь, к примеру, изображены земельные участки, имеющие наивысшие шансы подвергнуться перестройке в ближайшие полтора десятилетия (City of Santa Monica).
5 Преступность в городе. Количество преступлений в каждом районе и максимально полная информация о каждом инциденте (место, время, обстоятельства). Выгода тут самая прямая: например, некоторые муниципалитеты в США прямо на карте, изображающей данные этого потока, ставят ссылку «дать совет полицейскому управлению». Не факт, что горожане каждый раз посоветуют что-то полезное, но сам факт обратной связи дорогого стоит: решена проблема инертности населения!

6 Статистика по заболеваемости. Сюда принято включать пару дюжин болезней, обходящихся обществу наиболее дорого: это, в общем, привычный перечень от острых респираторных заболеваний до рака, диабета, гепатита, сердечно-сосудистых, даже уровня холестерина.

У этого потока самый широкий круг пользователей: исследователи, сторонники здорового образа жизни, чиновники от медицины, законодатели, но и, например, застройщики и агентства недвижимости — все они смогут извлечь из него пользу для себя. Вопросы и связи тут выстраиваются чрезвычайно сложные. Почему, скажем, в конкретном районе у жителей высокий холестерин? И улучшится ли ситуация, если построить там новую спортплощадку? А может быть пустить новый автобусный маршрут до ближайшего лесопарка?

7 Количество поданных жалоб на «братьев наших меньших». Сюда входят как инциденты с бродячими собаками, так и с собаками домашними, но ранее замеченными в нападениях на людей (кое-где на Западе закон обязывает навешивать на таких питомцев видимые издалека метки). Здесь же агрессивные птицы, крысы, тараканы, клещи — вообще любая живность, способная причинить человеку неудобства.

Инциденты с братьями нашими меньшими, нанесённые на карту города.
8 Нарушения жилищного кодекса и родственные по духу нарушения общественного порядка. Это не преступления, а скорее неприятные мелкие инциденты, случившиеся как по вине граждан, так и частных компаний, и муниципальных служб. Типичный и очень частый пример: свалка мусора в непредназначенном для этого месте.

Другие образчики: шум в ночное время, незаконно перегороженные проезды, дышащие на ладан электро- и прочие коммуникации, требующие обрезки деревья, нечищеные дороги, незаконные постройки. Здесь, как и в пункте 5, легко и логично организовать обратную связь, дав горожанам возможность контролировать процесс устранения проблемы.

9 Платежи из бюджета муниципальным и частным подрядчикам — с полным раскрытием имён, сумм, видов и объёмов выполненных работ. Закон уже требует такую информацию обнародовать и есть даже активисты, которые её анализируют, отыскивая факты злоупотреблений (см. «Тысячи странностей в госзакупках: кто возьмётся расследовать?»). Однако, думается, что если вместо федерального портала, подобные сведения станут публиковаться на сайте городского значения, пользы будет больше: жителям конкретного города наверняка интересней разбираться с деньгами, потраченными в этом же городе, а не в столице, например.

10 Потребление всех видов энергии (электричество, тепло, газ, возможно альтернативные виды) с максимально подробной разбивкой — пусть не поквартирной, но хотя бы до уровня отдельных подъездов или домов. Такая информация позволит оценивать, например, энергоэффективность и поспособствует распространению лучших практик потребления и экономии энергии. А в будущем и облегчит популяризацию домашних солнечных и ветроэлектростанций.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.