Роспотребнадзор предложил штрафовать должностных лиц, мешающих приобретать товары и услуги инвалидам, детям и пенсионерам. Сейчас наказание предусмотрено лишь за отказ от обеспечения физического доступа инвалидов в помещение (пресловутое отсутствие пандусов).

Как стало известно журналистам, о возможном наказании за невнимательность к незащищенным гражданам говорится в докладе Госсовета «О национальной системе защиты прав потребителей», который в апреле был представлен президенту РФ Владимиру Путину. Под действие новой статьи КоАП РФ могут попасть как бизнесмены, так и НКО, и государственные учреждения – они тоже оказывают гражданам услуги и тоже не имеют права отказывать в обслуживании людям, которые не по своей воле ведут себя «не как все».

Сейчас ст. 9.13 КоАП РФ предусматривает штраф лишь за уклонение от обеспечения доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Сумма штрафа для должностных лиц составляет 2-3 тыс. руб., а для юридических лиц – 20-30 тыс. руб. Но что, если инвалид не может воспользоваться услугами учреждения не из-за отсутствия пандуса, а из-за неприветливости сотрудников? Вероятно, изначально это правонарушение не попало в кодекс, потому что никто не мог себе представить такой ситуации. Кто будет выгонять инвалида из помещения? Ведь все с детства знают, что инвалидам надо помогать!

Однако реальность оказалась более суровой, нежели формальные представления законодателей о порядочности. В 2015 году широкий резонанс обрела история девушки-инвалида и ее няни, которых выгнали из кафе «Фламинго» в Нижнем Новгороде. Сотрудники сочли, что девушка, страдающая ДЦП и аутизмом, ведет себя неподобающим образом и отпугивает других клиентов. Вероятно, история не стала бы такой громкой, если бы девушка не оказалась сестрой модели Натальи Водяновой. Но после того, как о случившемся рассказала сама модель, ситуацию начали обсуждать везде – от соцсетей до Госдумы. Роспотребнадзор обратился в суд, который взыскал с кафе 5 тыс. руб. в качестве возмещения морального ущерба.

Добиваться компенсации через суд, СМИ, Госдуму и сестру-модель очень сложно. Если бы соответствующая статья появилась в КоАП РФ, то наказание за такого рода нарушения могло бы стать простым и рутинным. Хотелось бы сказать «неотвратимым», но ст. 9.13 КоАП РФ действует уже давно, а пандусы имеются далеко не на каждом крыльце.

Неплохая идея – защитить не только инвалидов, но и пенсионеров, и детей. Эти категории граждан тоже далеко не всегда могут быстро сориентироваться в ситуации, и, как результат – тоже порой страдают от презрения и хамства. С детьми такое часто происходит в транспорте. Так, в 2016 году в Екатеринбурге кондуктор автобуса выгнала на 30-градусный мороз девятилетнюю девочку, которая забыла дома проездной и деньги. После этого девочка три остановки шла до дома пешком, рискуя заболеть или стать жертвой преступления. Запись матери девочки в соцсетях привлекла внимание многих пользователей, в том числе мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.

В результате в отношении кондуктора возбудили дело по ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). В СК РФ пояснили, что «со стороны представителей компании-перевозчика не было предпринято никаких мер, чтобы хоть каким-то образом побеспокоиться о том, чтобы малолетний ребенок не оказался один в опасной ситуации». О результатах рассмотрения дела пока не сообщалось.

Что же касается пенсионеров, то вспоминается история петербургской пенсионерки-блокадницы, которую в 2015 году остановили в супермаркете «Магнит» с неоплаченным маслом. 81-летняя женщина пыталась оплатить обнаруженный охранниками товар, однако те обвинили ее в краже и вызвали полицию. В отделении пенсионерка скончалась. Директора магазина Ольгу Конюхову обвинили в самоуправстве и причинении смерти по неосторожности, однако она попала под амнистию в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Совсем недавно, в марте 2017 года, история повторилась в Новосибирске. 20 марта 78-летнюю женщину обвинили в краже в «Пятерочке» и доставили в полицию. Там ей стало плохо, и ее перевезли в больницу. 22 марта женщина умерла.
  
Впрочем, законодательно урегулировать ситуацию будет довольно сложно. Фактически речь идет о том, что к незащищенным категориям граждан надо относиться не так, как к обычным потребителям. Любого человека могут выгнать из кафе, если он ведет себя странно и пытается проникнуть в служебные помещения. Любого безбилетника попросят выйти из автобуса, а если вы не оплатите товар в магазине – вы должны быть готовы к разбирательствам с полицией. Как определить ту грань, где объективная неспособность вести себя «как все» переходит в сознательное правонарушение? Ведь сотрудники учреждений не могут каждый раз, увидев «странного» посетителя, на месте проводить комплексную медико-социальную и психолого-психиатрическую экспертизу.

Можно сказать, что ориентироваться в ситуации следует интуитивно. Но тогда получается, что защита будет гарантироваться лишь тем людям, которые выглядят «милыми и беззащитными». А это – оценочное суждение, которое зависит от личных взглядов и убеждений. А если пенсионерка с возрастом не стала выглядеть «милой», наоборот – она ругается и размахивает руками, но объективно она в этом не виновата, так как уже не в силах контролировать свое поведение? А если инвалид, страдающий психиатрическим заболеванием, выглядит так, что неподготовленный человек не в силах отличить его от пьяницы или наркомана? Не говоря уж о том, что алкоголизм и наркомания – это тоже заболевания, но даже УК РФ признает алкогольное или наркотическое опьянение не смягчающими, а отягчающими обстоятельствами.

Крупные учреждения могут решить этот вопрос, включив в штат социального работника с профильным образованием. Именно его можно вызывать вместе с охраной, когда инвалид, ребенок или пенсионер начинает вести себя странно. Но небольшие организации, конечно, не могут такого себе позволить. Там весь штат может состоять из пяти человек, а в течение рабочего дня на месте может находиться один-два человека.

Впрочем, разработка подобных законодательных инициатив сама по себе косвенно помогает решить проблему. Ситуацию начинают обсуждать, высказывается много мнений, приводится много примеров. Как результат – конкретный продавец, кондуктор или охранник, увидев «странного» посетителя, сразу вспоминает все, что слышал на эту тему в последнее время. Это заставит его не поддаваться первому импульсу, а хорошо подумать и постараться принять взвешенное и осознанное решение.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.