Уличное попрошайничество — одна из самых неприятных социальных болячек. Идя рука об руку с проблемой бездомных, она свойственна как странам развивающимся, так и вполне развитым и благополучным, и в равной степени способна испортить облик как провинциального городка, так и мегаполиса. Ничего удивительного, что к сидящим с протянутой рукой часто относятся как к нарушителям общественного порядка — и стараются или запретить просить милостыню вовсе, или по крайней мере заставить делать это в специально отведённых местах. Впрочем, никто, кажется, уже не верит, что болезнь эту возможно излечить: она стара как мир, а значит, все средства давно испробованы...

Однако социологи и экономисты, феномен попрошайничества изучающие, настаивают, что лекарство всё-таки существует, но требует не мер экономического характера или тем более запретов, а изменения отношения общества. Вот о таком исследовании и его выводах я и хочу сегодня рассказать: пусть выполненное в Соединённых Штатах, оно самым непосредственным образом относится и к нам.

Начать с того, что люди, просящие подаяние, окружены не меньшим количеством мифов, чем ассоциирующиеся с ними бездомные. Обычно предполагается, что все бездомные попрошайки, а все попрошайки бездомные. Это — первый миф. По результатам обстоятельных бесед со множеством нуждающихся, исследователи утверждают, что нельзя ставить знак равенства между этими социальными категориями. Бездомные часто имеют доход, но недостаточный, чтобы заполучить постоянную крышу над головой (о них речь шла на прошлой неделе, см. «Путеводитель для бездомных»). Живущие же на подаяние жильё зачастую имеют, но не имеют дохода, который покрывал бы их базовые потребности: в первую очередь пропитание и медицинские услуги.


Другой миф: среди попрошаек якобы большинство или много тех, кто на самом деле не нуждается. Разделяющие эту точку зрения считают, что человека толкает на попрошайничество возможность легко, по-быстрому, заработать, а вовсе не нужда. И это тоже не соответствует истине.

Исследователи не встретили ни одного человека, который бы имитировал нищету. Но что более объективно, изучая динамику попрошайничества в некоторых районах города, те же исследователи установили, что ни количество часов, проводимых попрошайками на улицах, ни количество самих просящих милостыню, не изменилось принципиально после того, как в тех же районах значительно выросло число туристов (и богатых туристов! Речь о Манхэттене). Логично предположить, что если бы просящими руководила страсть к «лёгким деньгам», результаты были бы иными: рост числа туристов, которых можно «окучить», вызвал бы пропорциональный рост числа попрошаек.

К сожалению, публика в массе своей склонна этим мифам верить — и тем самым самой же себе вредит. Так действующий мэр Нью-Йорка, Билл де Блазио, заявил недавно, что будь его воля, он запретил бы попрошайничество вовсе, именно потому, что большинство людей «на паперти», якобы, симулянты, но не станет пытаться этого сделать, потому что правозащитники не пропустят такой указ. Однако, как показывает опыт, не везде активисты и законодатели столь консервативны: почти каждый пятый город в США сделал попрошайничество незаконным на значительной части своей территории, а два из каждых трёх запретили просить милостыню в некоторых общественных местах. И число таких городов продолжает расти.

И вот тут самое время взглянуть на проблему без эмоций. Авторы исследования, о котором сегодня рассказ, утверждают, что запрет попрошайничества на самом деле контрпродуктивен, то есть не только не помогает, а и вредит. Судите сами. Запретив просить милостыню, мы не облегчаем жизнь людям, испытывающим нужду. Запретив просить милостыню, мы мешаем людям, которые испытывают желание помочь ближнему. Запретив просить милостыню мы помогаем лишь тем, чьи чувства оскорбляет вид попрошаек на улицах! Но правда ли интересы одной этой социальной группы (и не факт, что самой многочисленной) можно ставить над интересами двух других?


Но как же поступить правильно? Естественно, постараться сделать так, чтобы интересы всех трёх групп оказались удовлетворены. А для этого придётся решиться на парадоксальный поступок: не запрещать, а разрешить просить милостыню, но — и это очень важная оговорка! — с обязательной регистрацией попрошаек. Порядок действий тут может быть следующим:

1 Местная авторитетная некоммерческая организация, защищающая права бездомных и нуждающихся, становится добровольным регистратором. Всякий желающий просить милостыню может (или должен, в зависимости от пожеланий муниципалитета) обратиться сюда и, предоставив некоторые необходимые сведения о себе (биография, причины и характер нужды, и т.п.) и пройдя минимальную их проверку, получит удостоверение.

2 Удостоверение содержит уникальный номер, по которому (например, через сайт организации, его выдавшей) легко проверить личность гражданина, просящего милостыню.

3 Удостоверение лучше сделать не в форме классических «корочек», а в форме чего-либо выделяющегося, легко заметного: шляпы особой формы, нагрудного знака, долговечного плаката-стойки.

4 Среди горожан методами социальной рекламы следует провести разъяснительную работу: объяснить, что просящие милостыню теперь регистрируются, объяснить, как можно проверить подлинность удостоверения и личность гражданина по нему, предложить подавать только тем, кто удостоверения получил.

Как видите, работы немного и затраты невелики. Зато удовлетворены интересы всех трёх вышеупомянутых групп. Регистрируя попрошаек, мы помогаем нуждающимся в деньгах, помогаем желающим помочь ближнему и помогаем даже тем, кто не желает видеть попрошаек на улице, потому что теперь они имеют возможность проверить, не мошенник ли перед ними.

Лучше того, открываются новые возможности. Например, становится возможным давать милостыню переводом на пластиковую карту или даже криптовалютой, если только потребность в таком когда-то возникнет: достаточно указать на удостоверении соответствующие реквизиты, например, в форме QR-метки. Появляется и возможность участия неравнодушных граждан в судьбе нуждающихся как-либо более существенно, нежели только деньгами: биография просящего теперь известна и минимально проверена, возможно, кто-то увидит способ помочь человеку, например, устроив его на работу.

Да, регистрация попрошаек пока — лишь теория, идея. Но может быть пугающий рост числа просящих на улицах наших городов поможет кому-то решиться претворить эту идею в жизнь?

P.S. Использованы графические работы Phobus, автора.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.