В России будет разработана Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей. Соответствующее поручение правительству РФ в мае дал президент РФ Владимир Путин. Также он поручил подумать над объединением законодательства о защите прав потребителей в единый кодекс.

В апреле Путин провел заседание Госсовета по вопросам защиты прав потребителей. Уже тогда было объявлено, что правительство должно будет разработать стратегию действий в этой сфере сроком до 2030 года. Президент заявил, что стратегия поможет гражданам сохранить материальное и моральное благополучие, а бизнесменам даст стимул для совершенствования.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» был принят 25 лет назад. За это время объемы потребления товаров и услуг в стране выросли в 500 раз. В 1992 году товарооборот в России составлял около 5 млрд руб., а в 2013 году – 2,3 трлн руб. При этом количество жалоб потребителей в различные инстанции выросло в 100 раз. Только в Роспотребнадзор сейчас за год поступает более 750 тыс. обращений, в то время как в 1996 году их насчитывалось 16 тыс.

Закон № 2300-I за минувшие годы редактировался более 230 раз, но теперь пришло время глобального пересмотра ситуации.

На заседании Госсовета были перечислены некоторые явления, о которых в 1992 году еще никто не слышал. Это засилье кредитов и микрокредитов, покупки через интернет (в том числе у иностранных продавцов), защита персональных данных клиентов. Также было отмечено, что в России успел развиться рынок страхования – и на этом рынке права потребителей тоже нарушаются. Так, практически все российские страховщики не считают страховым случаем любые инциденты, связанные с ВИЧ-инфекцией. А иногда из числа страховых случаев вычеркивают беременность и роды. По мнению страховщиков, клиент «сам виноват», что получил ВИЧ или забеременел.

Через месяц после заседания, 25 мая, президент раздал правительству РФ, Верховному суду РФ, Центробанку, Минфину и властям регионов конкретные поручения по реформированию системы защиты прав потребителей.

Правительство должно будет до 1 сентября 2017 года разработать Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей. А до 15 сентября правительству предстоит подготовить изменения в законодательство, предусматривающие:

• активизацию проведения контрольных закупок;
• расширение участия органов местного самоуправления в защите прав потребителей;
• особые меры защиты уязвимых категорий потребителей (инвалиды, дети, пожилые люди и т.д.);
• введение перечня несправедливых и недопустимых условий договоров;
• внедрение механизма групповых исков потребителей;
• установление запрета на требование персональных данных потребителей в случаях, когда это не предусмотрено законами.
• Снижение максимального размера обязательств заемщика перед кредитной организацией, ужесточение ответственности за незаконную выдачу кредитов, и другие «кредитные» изменения.

Также правительство должно будет подготовить предложения по ряду спорных вопросов. Например, экспертам предстоит подумать – не стоит ли расширить состав информации, которая должна в обязательном порядке печататься на упаковках товаров.

А самый интересный «спорный вопрос» – это возможная кодификация законодательства о защите прав потребителей. Сейчас в российском законодательстве насчитывается около 20 кодексов. Появление нового кодифицированного собрания законов – важное событие в юриспруденции. 

Центробанку и Минфину поручается проанализировать правила страхования и до 1 октября подготовить предложения по запрету условий страховых договоров, нарушающих права социально уязвимых граждан.

Верховный суд должен будет проанализировать вопрос повышения максимального размера ущерба по потребительским искам у мировых судей. Дело в том, что сейчас мировые судьи не могут рассматривать дела с суммой ущерба более 50 тыс. руб. А многие потребители требуют возмещения ущерба на большие суммы. В результате их дела не может рассмотреть мировой судья, хотя по логике именно он способен вникнуть в такого рода конфликт быстрее и эффективнее районного суда. Также Верховному суду поручено в целом обобщить практику по защите прав потребителей.

Наконец, региональные власти вместе с правительством РФ и общественными организациями должны будут до 1 ноября проанализировать существующие региональные программы поддержки потребителей. Затем они разработают методические рекомендации для разработки новых подобных программ. Региональным властям будет рекомендовано запустить такие программы, а также создать специальные совещательные органы для защиты прав потребителей.

Тема потребления товаров и услуг, пожалуй, охватывает максимальное число людей. В России существуют Трудовой кодекс и Семейный кодекс – эти области законодательства считаются очень важными, так как большинство граждан работают и имеют семьи. Но если работы или семьи у человека может и не быть, то в магазины ходят практически все без исключения. При этом тема защиты прав потребителей до сих пор считалась едва ли не «факультативной». Кому интересно вникать в проблемы покупателя, которому продали молоко с истекшим сроком годности или установили кривые оконные рамы?

Всплеск интереса к правам потребителей происходит лишь тогда, когда беспечность продавцов приводит к трагедиям. А это не такое редкое явление – некачественным продуктом можно отравиться, неправильно смонтированное изделие может причинить травму. И даже повседневное рутинное столкновение с грубым обслуживанием, с недостатком информации о товарах и услугах, с неудобными условиями совершения сделок может серьезно ухудшить качество жизни человека. Особенно если он принадлежит к пресловутой «социально уязвимой группе».

Так что модифицировать законодательство действительно надо. И приучаться думать, что «потребитель» – это не обидное ругательство, а повседневное обозначение каждого из нас.


Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.