Минюст России разрабатывает законопроект, сокращающий сроки, после которых заключенные могут претендовать на замену лишения свободы принудительными работами. По сути речь идет о внедрении «переходного этапа» между заключением и освобождением. Это не УДО, но и не полное отбытие срока.

После отбытия от одной трети до четырех пятых срока лишения свободы (в зависимости от тяжести преступления) заключенный может воспользоваться сразу двумя вариантами облегчения своей участи. Во-первых, это условно-досрочное освобождение, детали которого прописаны в ст. 79 УК РФ. Это означает выход на свободу с некоторыми условиями, соблюдение которых контролируется уголовно-исполнительными инспекциями.

Во-вторых – согласно ст. 80 УК РФ, не добившийся УДО заключенный может попробовать претендовать на замену оставшегося срока более мягким видом наказания. Конкретные виды наказаний в статье не перечисляются, поэтому юристам приходится подходить к анализу статьи интуитивно. В УК РФ, помимо лишения свободы, перечислены следующие виды наказаний, которые могут применяться в качестве основного (а не дополнительного и не специфического – например, для военнослужащих): штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, арест.

Штраф в качестве замены лишения свободы не подходит, так как это выглядело бы «покупкой освобождения». Арест – во-первых, почти не применяется, а во-вторых, также может рассматриваться как вид лишения свободы. Как результат – на практике заключенному могут заменить остаток срока лишь на исправительные работы (свободный труд почти на любом предприятии с отчислением части зарплаты в доход государства), на обязательные работы (общественно полезный труд) или на ограничение свободы (что по сути мало отличается от условного срока).

А с принудительными работами дело в России обстоит сложно. Этот вид наказания (ст. 53.1 УК РФ) был введен в уголовное право в 2011 году. По сути это похоже на советскую «химию» - заключенных обязуют работать не почти где угодно (как при исправительных работах), а там, где укажут. Труд заключенного при этом оплачивается, но жить ему предстоит не у себя дома.

Чтобы ст. 53.1 УК РФ заработала, необходимо создать специальные исправительные центры. Построить их планировалось сначала к 2014 году, затем к 2017 – и вот недавно наконец заработали первые четыре центра в Ставропольском и Приморском краях, в Тамбовской и Тюменской областях. Все вместе они могут принять 900 осужденных.

И вот теперь, едва центры заработали, Минюст решил добиться преференций для этого вида наказания. 10 мая министерство объявило о подготовке законопроекта, согласно которому осужденные смогут претендовать на замену остатка срока принудительными работами раньше, чем на замену другими наказаниями. Насколько раньше – пока неизвестно, текст законопроекта еще не опубликован.

Возможно, принудительные работы окажутся удобным компромиссом между полным освобождением заключенного (по УДО или при замене исправработами) и отбытием всего срока в колонии. С одной стороны, в исправительных центрах заключенные не смогут полностью контролировать свою жизнь, вернуться к старым знакомствам и занятиям. С другой стороны – они окажутся вовремя вырваны из тюремной среды, к которой привыкли за время отбытия первой части срока.

Исправительный центр нельзя покинуть без разрешения администрации, там полностью запрещены алкоголь и азартные игры. Правда, это очень похоже на обычную колонию-поселение, и располагать центры планируется в основном при таких колониях. Не совсем понятно, для чего потребовалось называть это по-новому.
  
Но с другой стороны – «новая метла» всегда дает новые шансы, в том числе некоммерческим организациям, которые специализируются на социализации бывших осужденных. Возможно, им стоило бы попытаться организовать работу при исправительных центрах, чтобы выходить на контакт с подопечными в самом начале, на грани между несвободой и свободой. НКО могут поделиться с государством своими методиками реабилитации заключенных, дать какие-то советы по организации работы центров.

Ну и конечно, шанс выйти «почти на свободу» чуть раньше, нежели было положено ранее, может оказать решающее влияние на судьбу конкретных заключенных. Возможно, для кого-то решающими окажутся считанные месяцы, которые могли бы окончательно сломать его в колонии и приучить к преступному образу жизни.

Сейчас, на этапе разработки законопроекта, помогающие заключенным НКО имеют шанс оказать влияние на некоторые принципиальные недостатки законодательства. Им стоит включиться в обсуждение, обратиться в Минюст, постараться выйти на контакт с группой разработчиков. Когда система только создается – влиять на нее гораздо проще, чем исправлять недостатки впоследствии. Кроме того, повышенный интерес со стороны общественности может предотвратить спускание темы на тормозах. Чем активнее НКО будут интересоваться внедрением «переходного» вида наказания – тем больше вероятность, что в итоге из этой идеи хоть что-нибудь получится.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.