Пытаясь спрогнозировать ближайшее будущее, урбанисты, экономисты, футурологи и прочие обычно исходят из линейного сценария развития технологий и общества. Грубо говоря, они просто рисуют установившуюся тенденцию — скажем, рост числа электромобилей — и линейно экстраполируют её на следующие годы, попутно делая соответствующие выводы. И если поступать таким образом, следующие десять-пятнадцать лет не обещают ничего особенного. Да, электромобилей станет заметно больше, но — никаких революций, понимаете?

Однако есть и другая точка зрения. Суть её в том, что социальные изменения, спровоцированные некоторыми новыми технологиями, носят нелинейный, лавинообразный характер. Масса изменений накапливается сначала по чуть-чуть, без видимых переломов, зато потом в один момент случается обвал, который совершенно перекраивает картину. Мы наблюдаем подобное время от времени — и лишь за последнюю четверть века были свидетелями нескольких таких революций: вспомните, как изменили мир персональный компьютер, интернет в доме и офисе, мобильный телефон, а потом и смартфон.

Так вот сейчас некоторые новые технические идеи вновь готовы «спустить лавину». По крайней мере такого мнения придерживается американская аналитическая группа RethinkX, включающая в себя в том числе учёных из крупных университетов, опубликовавшая на днях свой первый отчёт-прогноз под скромным названием «Переосмысление транспорта на период 2020-2030». Я попытаюсь здесь пересказать его ключевые положения, но если вы хоть в какой-то степени владеете английским, крайне рекомендую прочесть документ самому. Он читается как увлекательный научно-фантастический рассказ, с той лишь разницей, что до последней точки основан на фактах, логике и здравом смысле. Не без допущений, конечно, но об этом позвольте в самом конце.

Суть отчёта — в построении логической цепочки социальных, финансовых и технических перемен, каждая из которых тянет за собой следующие. И первые два звена в этой цепи: появление на улицах робокаров и массовый отказ от двигателя внутреннего сгорания в колёсном транспорте.


С ДВС всё просто: он выйдет из употребления, поскольку практически по всем критериям уступает электродвигателю. Это уже сегодня демонстрируют серийные электромобили — такие, в частности, как Model S от Tesla Motors. Они имеют стократно меньшее количество движущихся частей (десятки вместо тысяч), значительно меньше подвержены износу (на Западе модно называть цифру потенциального пробега в один миллион миль, что практически означает возможность для производителя предоставлять пожизненную гарантию на авто), в разы или даже на порядок дешевле в эксплуатации (электроэнергия, необходимая для 100 км пробега Model S, стоит 50 рублей). Осталось дождаться, пока их цена опустится до уровня бензиновых авто — но это лишь вопрос времени: стоимость аккумулятора (самого дорогого компонента электромобиля) падает даже быстрее ожиданий.

С самоуправляемыми автомобилями — так называемыми робокарами — чуть сложнее. Сегодня мало кто из обывателей верит, что они появятся на дорогах в ближайшие годы. Слишком силён страх перед роботами, предоставленными самим себе, слишком сильно сопротивление государственных регуляторов, слишком сложна задача полной автоматизации процесса управления «четырёхколёсной повозкой». Однако в решение этой задачи по всему миру вливаются сейчас такие деньги, что для специалистов не кажется преувеличением предсказать, что робокары выйдут на обычные дороги уже к началу следующего десятилетия.

И это приведёт к волне масштабных перемен. Прежде всего электрические робокары немедленно окажутся в центре внимания транспортного бизнеса — в частности, сервисов такси нового поколения, а-ля Uber и Яндекс.Такси. Вместо того, чтобы (как это принято сейчас) нанимать водителей с личными авто, они обзаведутся собственным парком электрических робоавтомобилей. Эксплуатировать такой парк значительно выгодней: машины смогут работать круглосуточно без перерывов, расходы на энергию малы, а ещё робокары будут значительно реже попадать в аварии и становиться их инициаторами (просто потому, что робот быстрее и правильней, чем человек, реагирует на изменение дорожной обстановки). Концепция «транспорт как услуга» (англ. Transport as a Service — TaaS), модная уже сейчас, станет, благодаря электрическим робокарам, доминирующей.

Это, в свою очередь, заставит население городов, а потом и провинций, окончательно отказаться от владения личным авто в пользу краткосрочной аренды. Пользоваться, даже несколько раз на дню, электрическим роботакси будет значительно дешевле, нежели владеть собственным автомобилем. Да, конечно, останутся те, кого замучает ностальгия, но для абсолютного большинства транспорт станет услугой, сервисом: вызвал машину через мобильное приложение, доехал, заплатил, распрощался! И даже тем, кто предпочтёт владеть, электроробокар обойдётся дешевле: страховка на него, в силу уже упомянутых причин, будет стоить значительно меньше.

Горой встанут за электрические робокары и TaaS муниципалитеты и федеральная власть. Дело в том, что самоуправляемые автомобили резко уменьшат аварийность (это уже не теория, а факт: есть соответствующая статистика из испытаний на реальных дорогах), а значит и смертность. За счёт выросшей эффективности автомобиля (ведь пользоваться им будет в среднем больше человек, чем сейчас, и возить он будет круглосуточно) общее количество авто на дорогах сократится. И, конечно, никаких вредных выхлопов. Так что власть сделает всё от неё зависящее, чтобы дать «зелёный свет» робокарам и «красный» устаревшим авто с ДВС — прежде всего за счёт налогов.


Владеть бензиновым авто станет неоправданно дорогим удовольствием. Уже к середине следующего десятилетия будет трудно отыскать даже запчасти, подскочит цена ремонта, города начнут запрещать вождение вручную (опасно!), начнётся паническое избавление от старых автомобилей и рухнет спрос на новые авто с ДВС. В результате к 2030-му году в Соединённых Штатах автопарк по-прежнему будет состоять на 40% из машин, сжигающих топливо, однако проезжать на них будут лишь 5% километража.

К тому моменту закончится и смена первых лиц в автоиндустрии. Центр её переместится в Силиконовую долину, потому что автомобиль из вонючей, расходующей львиную долю энергии на обогрев атмосферы, повозки превратится по сути в компьютер на колёсах. Лидерами индустрии станут те, кто готовится к этим изменениям уже сегодня: Tesla Motors, Google, Apple и им подобные.

Удешевление транспортного вопроса спровоцирует невиданный бум потребления: ведь экономия на личном транспорте будет фактически эквивалентна росту зарплат! Однако нефтепродукты останутся на обочине этого праздника жизни. В результате масштабных транспортных изменений, к 2030-му году спрос на нефть рухнет больше чем на треть. Цена нефти уйдёт под 25 долларов за баррель и там и останется: удержать её не смогут никакие усилия нефтедобывающих картелей. Что в свою очередь обрушит экономики государств, зависящих от нефтедобычи и не удосужившихся подстраховаться. Не будем показывать пальцем...

А теперь вспомните, что речь вовсе не о прогнозе на пятьдесят лет: основная масса этих изменений случится ещё до середины следующего десятилетия! И все они произойдут по причине совершенно естественной: населению, бизнесу, власти будет попросту выгодно, чтобы эти изменения произошли. Так что единственная по-настоящему сомнительная деталь в данном сценарии представлена робокарами — задержка с выходом которых на дороги будет означать и отсрочку всего остального.

К счастью, создание полностью автоматических самоуправляемых авто, по крайней мере для городов, это задача отнюдь не уровня термоядерного синтеза, она в значительной степени уже решена. И значит, сценарий в целом реализуется неизбежно.

Следовательно, необходимо прямо сейчас задуматься, как вписаться в новую картину мира, как изменить привычки и скорректировать бизнес, чтобы не оказаться «поперёк течения» или, того хуже, против него. В любом случае акцент стоит сделать на трёх вещах: электричество вместо углеводородов, «умная» техника вместо человека, аренда вместо владения. Время пошло.

P.S. Использованы графические материалы RethinkX.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.