Принятие Государственной Думой закона о телемедицине проводит жирную черту в истории здравоохранения в России. Верите вы или нет, очень скоро — эксперты отводят на этот процесс всего несколько лет — отечественный рынок медицинских услуг претерпит радикальные изменения благодаря внедрению в него принципиально новых цифровых инструментов. Закон определяет три ключевых направления: развитие единой государственной медицинской информационной системы, стимулирование электронного документооборота, а также оказание услуг с привлечением телемедицинских технологий. И рискну утверждать, что именно последнее направление окажет самое заметное влияние в обозримом будущем.

Да, универсальная электронная медкарта, электронные справки и рецепты — тоже вещи полезные, способные оказать значительное влияние на качество здравоохранения. Однако телемедицина — «лечение на расстоянии» — всё-таки важнее. А чтобы проиллюстрировать, как это будет, позвольте привести живой пример из практики одного крупного города в США, как раз сейчас интегрирующего телемедицинские функции на своей территории. Название города традиционно пусть останется за кадром, чтобы не загромождать картину.

Итак, представьте себе ситуацию, вполне характерную и для российских городов. Есть населенный пункт М, где действуют несколько станций «скорой помощи». Год к году рост числа звонков в службу спасения и, следовательно, медикам составляет примерно 5%, но муниципалитет беспокоит другое. Из сотен тысяч вызовов, ежегодно принимаемых спасателями, одна пятая часть оказывается ложными.

Лица психически нездоровые и хулиганы, впрочем, звонят сравнительно редко. Чаще проявляется другая проблема: люди звонят по поводам, не требующим экстренной медицинской помощи — измерить давление, сбить температуру (по словам моей знакомой, работающей в неотложке в российской глубинке, у нас таких вызовов половина!). Им просто нужно показаться врачу и тем не менее город отправляет каждый раз спецавтомобиль и медбригаду. Естественно, каждый такой выезд обходится недёшево, а федеральные субсидии покрывают расходы лишь частично. Знакомая картина, правда?

Бывает так, что без доктора не обойтись. Но что если доктор на месте не нужен?
Что ж, в М попробовали отыскать решение этой проблемы, для чего проанализировали статистику выездов карет скорой помощи. И оказалось, что среди звонков, поступающих в рабочее время в будние дни, больше всего доля не требующих экстренной помощи. Впрочем, конечно, отказывать горожанам никто не собирался. Просто, когда теперь в службу спасения поступает очередной вызов, диспетчер, выяснив причину, может переадресовать его не в скорую помощь, а в созданную специально для таких случаев службу быстрой медицинской помощи: она отправит на вызов медика, умеющего проводить реанимационные мероприятия, плюс врача общей практики из местной благотворительной организации — и поедут они на обычном автомобиле, без спецсигнала. То есть пациенту, конечно, придётся ждать дольше, зато нагрузка на «скорую помощь» снизится, а значит, у людей, действительно нуждающихся в экстренной помощи, будет больше шансов получить её раньше.

Но и на этом город не остановился. Выезд врача, пусть даже на обычном автомобиле, удовольствие всё ещё дорогое. Поэтому в схему было решено ввести «телемедицину». Врач остаётся на станции. Вместо него на вызов отправляется технический специалист, умеющий работать с оборудованием телемедицинской связи (звучит сложно, но практически это может быть всего лишь ноутбук с видеокамерой и подключением к интернету). Прибыв к пациенту, техник включает компьютер, усаживает человека перед камерой, а врач дистанционно проводит диагностику — опрашивая его на предмет симптомов, проводя осмотр и т.п. Как показал опыт, чаще всего дело заканчивается простым направлением в поликлинику, но если проблема требует срочного решения, в автомобиле есть всё необходимое оборудование и медикаменты.

В этой схеме, которую М продолжает совершенствовать, замечательно проявляется главное ценное свойство телемедицины: возможность «волшебным образом» экономить время, а точнее, использовать его более эффективно. Для врача, который теперь не тратит драгоценных минут и часов на дорогу, это означает возможность дешевле принять значительно больше пациентов. Для пациентов открывается возможность проконсультироваться у врача более высокой категории. Расходы на организацию и проведение приёма с обеих сторон также сокращаются.


И совсем нетрудно представить, какие выгоды это принесёт там, где срочность не требуется вовсе — скажем, при записи в обычную поликлинику. Получить талон через интернет можно уже сегодня, но телемедицина позволяет дистанционно провести и сам осмотр у врача, и сделать это, например, в пункте телемедицинских услуг при местном отделении Почты, в центре соцпомощи, а то и вообще на дому (если только пациент в состоянии самостоятельно установить сертифицированное приложение на компьютер или смартфон).

О чём важно помнить, строя прогнозы, так это о том, что по крайней мере в первые годы российская телемедицина будет ограничена некоторыми, введёнными в закон, предосторожностями. Главная из них: по «телеканалу» нельзя проводить первичный приём. Иначе говоря, чтобы поставить диагноз, врач должен будет осмотреть пациента очно или по крайней мере иметь на руках историю болезни из медучреждения, где тот проходил лечение. Зато вторичный приём «через интернет» разрешён.

Такого рода ограничения, конечно, замедлят проникновение телемедицинских услуг на рынок. Однако, отмена их (ограничений) со временем считается экспертами вероятной: нужно лишь убедиться, что первый этап прошёл без эксцессов, а россияне к идее «лечения через интернет» привыкли. Закон вступает в силу уже 1 января 2018- го года.

P.S. Использованы графические работы ResoluteSupprotMedia, Richard Young.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.