Весна набирает обороты, но, как гласит хорошая шутка, не слишком-то радуйтесь: жара надоест ещё быстрее. Увы, в шутке этой больше правды, чем хотелось бы. Экстремально высокие летние температуры, ставшие новой нормой в последние два десятка лет, не просто ухудшают настроение: они буквально смертельно опасны!

Чтобы вы знали, ООН включила аномальную жару в тройку наиболее смертоносных стихийных бедствий, сразу после землетрясений и ураганов/штормов. И события в России сыграли в этом рейтинге не последнюю роль: летняя жара 2010-го года убила больше 50 тысяч россиян, поставив мрачный рекорд. Пусть цифра оспаривается, есть и несомненные факты: например, в одной только Москве тем летом ежесуточно умирало людей почти вдвое больше среднестатистического показателя.

Сельские жители аномальную жару переносят легче, основной удар приходится по горожанам. Но вот почему? А потому, что город в среднем на несколько градусов теплее прилегающих к нему территорий. Этот феномен называется «островом тепла» — и борьбой с ним можно на самом деле спасать жизни.


Вообразите обычную городскую улицу, лучше — с оживлённым движением. Тут и здания, и проезжая часть, и тротуары, и деревья с газоном. И конечно, солнечный свет всё это поглощает неравномерно. Те участки, что покрыты зеленью, нагреваются меньше: деревья и трава, перерабатывая солнечную энергию, предотвращают поверхность от перегрева. Но вот асфальт на дороге и тротуаре, бетонные стены, автомобили на солнце раскаляются, да ещё и переизлучают часть полученной энергии в форме тепла. Здания кроме того мешают нормальной циркуляции воздуха. А есть ещё вторичные источники тепла, например, кондиционеры. И если зелёных насаждений мало, высокая концентрация углекислого газа дополнительно ухудшает отвод и без того уже избыточной теплоты...

Что в итоге? В жаркий день температура открытых участков может достигать 60 градусов и более. Нагревшись, они продолжают греть окружающее пространство и вечером, и ночью. Вот так и образуется то, что учёные называют городским островом тепла. В масштабах всего города эффект сравнительно небольшой: температура воздуха на несколько градусов выше, чем в пригороде. Но вот внутри городской черты, на перегретых участках поперечником в сотни метров, могут образовываться настоящие «духовки», с условиями, которые больше подошли бы для сауны, но никак не для оживлённого публичного места.

Хуже того, перегрев города провоцирует множество вторичных вредных эффектов: например, ведёт к увеличению концентрации в атмосфере вредных веществ. Отсюда высокая смертность: люди гибнут от сердечных приступов, тепловых ударов (который, рассказывают, в российской статистике в приказном порядке замаскирован нейтральным диагнозом «нарушение терморегуляции»), последствий обезвоживания и т.п. А климатологи ничего хорошего не обещают: глобальные процессы, протекающие в атмосфере планеты, в обозримом будущем сделают российское лето ещё жарче!


Сбежать из города, увы, удастся не всем, поэтому выход один: с островами тепла нужно бороться. Запад этим уже озадачился, особенно жаркие страны (в частности, Австралия). Мер предложено несколько, но все они, к сожалению, не без оговорок. Лучше всего работает озеленение: необходимо максимально увеличить совокупную площадь зелёных насаждений в городе. Однако деревья не могут высаживаться посреди дорог и даже не всегда вдоль, городские власти имеют лишь ограниченное влияние на частных землевладельцев, а ещё чрезмерное озеленение ведёт к повышению уровня преступности или по крайней мере усилению чувства тревоги у горожан (это не шутка: не все любят возвращаться домой тёмными аллеями).

Другой, не менее действенный, способ: изменить цвет дорог, тротуаров и зданий. Чёрным цветом асфальт обязан битуму, но при желании его можно сделать цветным или по крайней мере более светлым: вводя в состав полимерные наполнители, например. В России более практичным и технически, и экономически, будет не укладывать новую дорогу, а покрыть уже существующую цветной полимерной пропиткой (вспомните, «Зачем красят асфальт?»). Дополнительный бонус: такая дорога прослужит дольше, потому что меньше нагревается и, значит, лучше сохраняет механическую прочность. Однако и здесь есть недостатки: в солнечный день не каждый долго выдержит на улице, где дорога и здания отражают значительную часть падающего на них света.

Наконец, ведутся эксперименты с пористым дорожным покрытием, которое пропускает влагу (испаряясь, она уносит часть тепла) и даже позволяет прорастать траве. В российских условиях, к сожалению, такими можно делать только парковки: весенне-осенний период с многократным замерзанием-размораживанием подобное покрытие не выдержит. Кроме того, по нему не пройдёшься, например, на каблуках.


Как видите, простого решения нет, но в России ситуация даже сложнее. У нас, в отличие, например, от Австралии, есть ещё и суровая зима, когда острова тепла не мешают, а даже помогают городу: впитывая скудные лучи солнца, они смягчают перепады температур. И если правильно учесть их влияние на город, реально экономить на отоплении (так же как летом на кондиционировании). Вот только предсказать, какие участки и в какой степени повлияют на формирование острова, «на глаз» не удастся — ведь условия везде разные: плотность застройки, ширина улиц и их конфигурация, наличие зелёных зон и мн. др. Поэтому такую важную роль в изучении островов тепла играет сбор данных о микроклимате города и его (микроклимата) компьютерное моделирование.

Чтобы понять, как производится сбор данных, можно посмотреть, например, на научную работу, ведущуюся исследователями из МГУ: сейчас они изучают острова тепла в северных городах (этим вопросом пока никто ещё не занимался даже в мировой практике). Стоит поискать аналогичные исследования в вашем регионе — либо побудить местные научные кадры заняться этим вопросом. Кстати, не обязательно делать ставку на институты: по данным Высшей Школы Экономики, почти десятую часть научно-исследовательских работ в стране теперь проводят малые и микропредприятия.

Получив же микроклиматическую карту города, можно приступать к моделированию. О том, как это делается, речь здесь недавно уже шла: на компьютере на основании фактических данных о городском ландшафте, строится «живая» модель, например, одного квартала, позволяющая в деталях оценить влияние тех или иных изменений на протекающие здесь микроклиматические процессы. С такой моделью вы точно будете знать, ослабит ли эффект перегрева озеленение произвольного участка территории, смена цвета дороги, устроение вертикальных клумб на стенах конкретных зданий и т.п.

Помните, что проблема городских островов тепла перешла из категории теоретической в практическую: на кону уже человеческие жизни! Так что заниматься ею так или иначе в ближайшем будущем придётся. И логично подключить местных энтузиастов и научные ресурсы, чтобы они помогли наметить, в каком направлении двигаться. А там, возможно, дело дойдёт и до масштабной перепланировки российских городов с прицелом на более комфортный микроклимат.

P.S. Использована графическая работа Питера Рума.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.