Преклонный возраст и новые технологии кажутся вещами несовместимыми. Пожилым не только сложно учиться новому, но ещё и интерес как будто бы потерян: как говорится, ничто не ново под луной и удивить чем-то людей, проживших жизнь, трудно. И всё-таки... накануне великого праздника, который постепенно превращается в праздник всех пожилых, приятно рассказать историю о том, как казавшееся невозможным удалось осуществить, да ещё и построить на этом социально-ориентированный бизнес. Идея не моя, я лишь подсмотрел её у проекта BettVR with age (что приблизительно можно перевести как «старость В Радость»), но там есть над чем подумать в плане адаптации к российским реалиям. Так вот речь ни много ни мало об очках виртуальной реальности для пожилых.

Завязка простая: хоть общество и считает стариков «списанными в запас», хоть они и ограничены в подвижности, нормальной человеческой любознательности они не потеряли. Возраст ей не помеха, а в смеси с ностальгией это заставляет пожилых людей желать «странного»: многие из них хотели бы прогуляться по местам, где прошла их молодость — где учились, служили, работали, влюблялись. И хорошо, если есть дети, тогда есть шанс, что мечта сбудется, но что делать тем, кто совсем один? Вариантом могла бы стать киноэкскурсия по любимым местам. Но, во-первых, чаще всего в них нет ничего примечательного, так что снимать кино «Где прошла молодость товарища Н», конечно, никто не станет. А во-вторых, кинематограф всё-таки не даёт полноты ощущений: никакое кино не сравнится с прогулкой своими ногами. Вот тут и просится на сцену виртуальная реальность.


Дело в том, что на рынке уже минимум год присутствуют продукты так называемой «технологии VR» (Virtual Reality). Главный среди них: VR-очки или, что в общем-то то же самое, VR-шлем. Такие очки могут быть как самостоятельным продуктом, уже содержащим всё необходимое для работы (Oculus Rift, HTC Vive, PlayStation VR), так и требовать наличия современного смартфона (Gear VR). Внутри спрятан самый обычный цифровой дисплей (один или два), но фокус в том, что если работая с обычным компьютерным монитором, вы видите не только его, но и окружающие предметы тоже, то в ВР-очках дисплей настолько близок к глазам, что заполняет всё поле зрения. Кроме того, картинки для левого и правого глаза слегка различаются, создавая стереоэффект, а угол зрения меняется одновременно с поворотом головы. В результате у пользователя возникает ощущение «погружения», максимально близкое к тому, как если бы он присутствовал на месте лично.

Если вы не пробовали сами, то наверняка наблюдали за испытаниями: люди в ВР-очках «с головой» уходят в иллюзорную реальность. Они могут терять равновесие, их по-настоящему укачивает и т.п. И можете не сомневаться, виртуальной реальности все возрасты покорны — есть множество комичных роликов, запечатлевших реакцию пожилых людей, на которых надели такие очки. Вот так и родилась идея: почему бы не использовать VR для помощи тем, кто сам уже не в состоянии передвигаться или сильно в подвижности ограничен? Например, отснять 3D-фильм про любимые места конкретного человека, а потом позволить ему «пройтись» по ним в ВР-очках?

Тут, конечно, встаёт вопрос: как снять такой фильм? Ведь обычная камера как будто бы не годится: нужен круговой обзор! Но на самом деле технические трудности преувеличены. Вариантов как минимум два. Один — это собрать на штативе несколько приличных цифровых камер (например, популярных Go Pro), так чтобы их углы обзора частично пересекались и покрывали полный круг, а потом смонтировать на компьютере единый фильм, пригодный для просмотра в ВР-очках. Другой и намного более элегантный вариант: воспользоваться специальной камерой, например, Samsung Gear 360 — два перпендикулярных широкоугольных объектива которой дают картинку как раз для ВР-очков. Цена такого устройства две-три сотни долларов. Плюс понадобится компьютер с большим жёстким диском.

Важнее не как, а что снимать. Раз уж мы ориентируемся на старшее поколение, логично оттолкнуться от места, где наши главные потребители проживают. Это может быть, например, конкретный райцентр с прилегающими к нему деревнями. Поэтому оснащаем «съёмочную бригаду» ВР-камерой и отправляем по населённым пунктам, попросив сделать акцент на социально-значимых объектах: заводах, образовательных учреждениях, спортцентрах, местах отдыха и пр. Снимать нужно в жанре документального кино, чтобы фильм напоминал обыкновенную прогулку. Замечательно будет пустить фоном историческую справку: как это место строилось и развивалсь, чем запомнилось.


Для съёмок таких «виртуальных экскурсий», а равно и написания закадрового текста, можно и нужно привлечь волонтёров. Спустя десятилетия незаслуженного забвения, краеведение снова в моде — и среди местных жителей гарантированно найдутся те, кто пожелает помочь столь необычному проекту. А финансировать съёмки (то есть главным образом оплачивать поездки и питание волонтёров) можно частично за счёт местных представителей социально-ответственного бизнеса: помощь пожилым и углубление знаний о родном крае — замечательные темы для филантропов.

Когда материал отснят и смонтирован, пора искать выход на целевую аудиторию. Кажется хорошей идеей снять угол в каком-нибудь культурном или торговом центре и организовывать там сеансы для всех желающих. ВР-очки пока ещё удовольствие дорогое, поэтому чаще всего попробовать их можно в пунктах проката. Но катание на «виртуальных американских горках» (такой аттракцион есть сегодня, кажется, в каждом торговом центре) всем уже приелось. Представьте, какой интерес вызовут виртуальные экскурсии по родному краю!

Рискну предположить, что люди будут приходить семьями — как взглянуть на родные места, так и узнать что-то новое. Замечательная альтернатива воскресному походу в кино! Плату за билет можно назначить по своему усмотрению, но не забывайте, ради кого всё затевалось: пожилых стоит пускать бесплатно (билет оплатят спонсоры) или по льготным расценкам. Помимо прочего они же сами сделают и рекламу — рассказывая родным и знакомым об уникальном проекте.

Просматривается и вариант индивидуальных экскурсий, на заказ: под него заручиться поддержкой спонсоров даже реальней. Здесь нужно выйти на любое мероприятие для пожилых и собрать пожелания: кто и что хотел бы посетить виртуально. Такая максимально персонализированная экскурсия хороша ещё и тем, что озвучить её можно не исторической справкой, а просто мелодиями соответствующих лет. И снимать, вероятно, придётся вещи странные: например, дорогу от вокзала до деревни.

Впрочем, если она кому-то дорога, почему бы и нет?

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.