Практичные статьи
для активных граждан и НКО

Практики  /  Городское хозяйство

Как альтернативная котельная меняет способ расчёта тарифов?

Любая достаточно сложная система, функционирующая в мире людей, состоит как технических элементов, так и из правовых норм. И для того, чтобы сделать обоснованным привлечение финансов для модернизации систем теплоснабжения, законодатель разрабатывает поправки в Закон «О теплоснабжении».

Они введут понятие альтернативной котельной — экономической модели, которая определит стоимость тепла в регионе исходя как из стоимости энергоносителей и стоимости эксплуатации котельной, так и потребных для строительства теплосистемы инвестиций.

Почему для нашей страны так важны вопросы теплоснабжения? Да потому, что хоть Москва и носит гордое звание Третьего Рима, но калига легионера некогда ступала лишь в самые южные наши регионы. Не любил Рим те края, где средняя изотерма января ниже температуры замерзания воды — южные для нас края, куда сослали Овидия, казались поэту ледяной пустыней… Скажем, в лежащей южнее столицы Тульской области средняя температура января — -10 градусов Цельсия, а в январе 1940 г. на метеостанции в Егнышевке была зафиксирована температура в -48,5 градусов Цельсия.

Первая цифра определяет средние расходы ресурсов на обеспечение теплоснабжения, вторая задает worst-case scenario — худший случай, при котором нам придется поднимать параметры теплоносителя, чтобы обеспечить в домах приемлемые (а лучше — комфортные) условия жизни. Котлы же должны иметь резерв мощности для подъема параметров теплоносителя, а теплотрассы, тепловые пункты, разводка и приборы отопления не должны выйти из строя при увеличении давления и температуры.

Причем, обратите внимание — мы назвали цифры холодов и морозов для весьма умеренного региона. А у нас же есть еще и Сибирь с резко континентальным климатом, есть Севера… Регионы, где проблемы с теплоснабжением резко обостряются. И ситуацию в этом вопросе в среднем по стране нельзя назвать слищком благополучной. По оценкам Министерства энергетики Российской Федерации 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. 68% — это же больше двух третей! Это катастрофический уровень износа жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

Естественно, что функционирование абсолютно (100%!) изношенных коммуникаций приводит к крайне высокому уровню порывов теплотрасс. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон-2007/08 до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%. Цифры довольно жестокие — но это только коммуникации, по которым тепло доставляется в дома и объекты социальной инфраструктуры.

А как обстоит дело с тем оборудованием, которое это тепло вырабатывает?

Ответ на этот вопрос дает нам Отчет «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации», подготовленный Фондом энергетического развития в апреле 2016 года. С этим документом было бы полезно познакомиться всем главам муниципальных образований, всем депутатам и чиновникам коммунальных ведомств, жилищным активистам да и просто ответственным гражданам. Говорит он о весьма неприятных вещах…

«К 2020 году 26-28 ГВт мощностей действующих ТЭЦ в ЕЭС России выработают парковый ресурс и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.» «К 2020 году 41 % ТЭЦ (или около 11 ГВт), запроектированных на уголь, выработают парковый ресурс. Географически наиболее критичными являются регионы Уральского ФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского ФО, где в ближайшие 5 лет потребуются инвестиционные решения по 43 % действующих ТЭЦ (2 и 8,2 ГВт соответственно). При этом в 18 субъектах РФ к 2020 году доля мощностей ТЭЦ, по которым надо принимать инвестиционные решения в ближайшие 5 лет, превышает 50% от существующей, а кое-где достигает 75-87%.»

Причем сложилась эта ситуация в условиях, когда тарифы на тепло постоянно росли — к этому приводило то, что исторически снабжавшие население теплом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) оказывались малоконкурентоспособными на рынке электрической мощности из-за высоких эксплуатационных затрат. Но закрыть их было невозможно по условиям обеспечения теплоснабжения — дома же и социальные объекты без тепла не оставишь... В результате потребители несут финансовое бремя по оплате этой мощности, но средств все равно не хватает на нормальную работу энергетиков.


Читать далее

Как альтернативная котельная меняет способ расчёта тарифов?

Любая достаточно сложная система, функционирующая в мире людей, состоит как технических элементов, так и из правовых норм. И для того, чтобы сделать обоснованным привлечение финансов для модернизации систем теплоснабжения, законодатель разрабатывает поправки в Закон «О теплоснабжении».

Они введут понятие альтернативной котельной — экономической модели, которая определит стоимость тепла в регионе исходя как из стоимости энергоносителей и стоимости эксплуатации котельной, так и потребных для строительства теплосистемы инвестиций.

Почему для нашей страны так важны вопросы теплоснабжения? Да потому, что хоть Москва и носит гордое звание Третьего Рима, но калига легионера некогда ступала лишь в самые южные наши регионы. Не любил Рим те края, где средняя изотерма января ниже температуры замерзания воды — южные для нас края, куда сослали Овидия, казались поэту ледяной пустыней… Скажем, в лежащей южнее столицы Тульской области средняя температура января — -10 градусов Цельсия, а в январе 1940 г. на метеостанции в Егнышевке была зафиксирована температура в -48,5 градусов Цельсия.

Первая цифра определяет средние расходы ресурсов на обеспечение теплоснабжения, вторая задает worst-case scenario — худший случай, при котором нам придется поднимать параметры теплоносителя, чтобы обеспечить в домах приемлемые (а лучше — комфортные) условия жизни. Котлы же должны иметь резерв мощности для подъема параметров теплоносителя, а теплотрассы, тепловые пункты, разводка и приборы отопления не должны выйти из строя при увеличении давления и температуры.

Причем, обратите внимание — мы назвали цифры холодов и морозов для весьма умеренного региона. А у нас же есть еще и Сибирь с резко континентальным климатом, есть Севера… Регионы, где проблемы с теплоснабжением резко обостряются. И ситуацию в этом вопросе в среднем по стране нельзя назвать слищком благополучной. По оценкам Министерства энергетики Российской Федерации 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. 68% — это же больше двух третей! Это катастрофический уровень износа жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

Естественно, что функционирование абсолютно (100%!) изношенных коммуникаций приводит к крайне высокому уровню порывов теплотрасс. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон-2007/08 до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%. Цифры довольно жестокие — но это только коммуникации, по которым тепло доставляется в дома и объекты социальной инфраструктуры.

А как обстоит дело с тем оборудованием, которое это тепло вырабатывает?

Ответ на этот вопрос дает нам Отчет «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации», подготовленный Фондом энергетического развития в апреле 2016 года. С этим документом было бы полезно познакомиться всем главам муниципальных образований, всем депутатам и чиновникам коммунальных ведомств, жилищным активистам да и просто ответственным гражданам. Говорит он о весьма неприятных вещах…

«К 2020 году 26-28 ГВт мощностей действующих ТЭЦ в ЕЭС России выработают парковый ресурс и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.» «К 2020 году 41 % ТЭЦ (или около 11 ГВт), запроектированных на уголь, выработают парковый ресурс. Географически наиболее критичными являются регионы Уральского ФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского ФО, где в ближайшие 5 лет потребуются инвестиционные решения по 43 % действующих ТЭЦ (2 и 8,2 ГВт соответственно). При этом в 18 субъектах РФ к 2020 году доля мощностей ТЭЦ, по которым надо принимать инвестиционные решения в ближайшие 5 лет, превышает 50% от существующей, а кое-где достигает 75-87%.»

Причем сложилась эта ситуация в условиях, когда тарифы на тепло постоянно росли — к этому приводило то, что исторически снабжавшие население теплом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) оказывались малоконкурентоспособными на рынке электрической мощности из-за высоких эксплуатационных затрат. Но закрыть их было невозможно по условиям обеспечения теплоснабжения — дома же и социальные объекты без тепла не оставишь... В результате потребители несут финансовое бремя по оплате этой мощности, но средств все равно не хватает на нормальную работу энергетиков.


Читать далее
© "ГосВопрос", 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "ГосВопрос" обязательна.
Хотите получать материалы сайта?
Мы в соцсетях