Практичные статьи
для активных граждан и НКО

Практики  /  Городское хозяйство

Как разделить локализацию аварии в жилищном хозяйстве и ее устранение?

Дом, как определял Ле Корбюзье, — «машина для жилья», и со всеми своими коммуникациями и сетями эта машина работает 24 часа в сутки. А вот большинство обслуживающих дома организаций и их сотрудников круглосуточно не работают. Конечно, во внеурочное время за работоспособность «машин для жилья» отвечают дежурные аварийные бригады. Но сколько их должно быть и что делать, если на территории, которую обслуживают ремонтники, практически одновременно произошли даже не десятки, а тысячи неисправностей и аварий?

Давайте разберем это на опыте Минска. Столица Белоруссии хоть и крупнее большинства губернских городов России, но по уровню экономического развития схожа с ними. Так что у нас есть обозримая и релевантная натурная модель — и пример коммунальной катастрофы, видео которой выложил белорусский портал Onliner.

Итак, в Рождественские дни 2017 года море горячей воды затопило подъезд дома № 9а на минской улице Щербакова. Onliner со слов жильцов дома восстановил последовательность событий:

«Около 22:50 рванул радиатор отопления, находящийся на лестничной клетке, и начался настоящий потоп. Горячая струя хлестала из дыры в батарее, за считанные секунды добралась до дверей квартир первого этажа и начала проникать в квартиры... Жильцы сразу же позвонили в «115» (это единая диспетчерская служба Минска) с просьбой срочно прислать аварийную бригаду. Время шло, поток горячей воды хлестал из лопнувшей батареи... почти через 2 часа после поступления первого звонка с просьбой о помощи, вычерпав бог знает сколько ведер воды из подъезда и обзвонив десятки телефонных номеров, уставшие люди наконец-то увидели подъезжающую аварийку. Похоже, сами приехавшие на вызов были слегка в шоке от представившегося зрелища — подъезд полностью окутан клубами пара, а из дверей непрерывным потоком вытекала вода. По словам сотрудников аварийной службы, вызов поступил к ним всего 15 минут назад на «течь батареи»… Чем занималась полтора часа служба «115», до сих пор неизвестно… Трубы были перекрыты, обе аварийные батареи срезаны, и примерно в 2:30 ночи отопление в доме снова благополучно подключили».

Почему же из за рутинной течи в батарее произошла катастрофа? Давайте разбираться.

С 1 ноября 2015 года жители всех районов Минска могут звонить по вопросам ЖКХ в единую диспетчерскую службу на номер 115; обработкой вызовов жителей почти двухмиллионного города первоначально занималсь 90 операторов. Но в Рождественские праздники 2017 года в аварийную службу посыпались заявки о залитиях, порывах и отсутствии отопления. Только в субботу и воскресенье (7—8 января) диспетчеры приняли 1590 заявок, а за все выходные, начиная с 15:00 пятницы до 9:00 понедельника, число обращений составило порядка 4 тысяч.

Цифра приличная. Можно предположить, что рост числа аварий был связан с суровой погодой. В Минске в те дни она была похожа на погоду в центре России: температура воздуха упала до бодрящих минус 25°С. Поставщики тепла должны в этом случае поднимать параметры воды в отопительных системах, и вот изношенные или неграмотно сделанные коммуникации и батареи не выдержали.

Впрочем, это дело обычное. В те же праздничные морозные дни пришлось посмотреть, как коммунальщики устраняли аварию на водоводе в Туле. Но ведь аварийные службы для того и создаются, чтобы справляться с такими ситуациями! В Минске, двухмиллионнике, в праздничные дни по сантехническим проблемам, в которые входят холодное и горячее водоснабжение, отопление и канализация, работали 15 аварийных экипажей, и как говорил потом директор минской городской аварийной службы Александр Ерофеев: «Люди работали без еды и без сна, 24 часа в сутки — как герои. При всем желании помочь не всегда для этого была возможность». 

Выходит, что сомневаться в добросовестности коммунальщиков оснований нет. Но суть-то в том, что «при всем желании помочь не всегда для этого была возможность». Почему? 

Да потому, что возникло явление, называемое насыщением системы массового обслуживания, СМО. Несмотря на ассоциации с бытом — массовое обслуживание — справляться с ним учат специалистов оборонной отрасли и компьютерщиков (о DDoS-атаках, вызванных искусственно вызванным насыщением СМО, теперь знают теперь все…). Так как же происходило это самое насыщение в разбираемом случае?


Читать далее

Как разделить локализацию аварии в жилищном хозяйстве и ее устранение?

Дом, как определял Ле Корбюзье, — «машина для жилья», и со всеми своими коммуникациями и сетями эта машина работает 24 часа в сутки. А вот большинство обслуживающих дома организаций и их сотрудников круглосуточно не работают. Конечно, во внеурочное время за работоспособность «машин для жилья» отвечают дежурные аварийные бригады. Но сколько их должно быть и что делать, если на территории, которую обслуживают ремонтники, практически одновременно произошли даже не десятки, а тысячи неисправностей и аварий?

Давайте разберем это на опыте Минска. Столица Белоруссии хоть и крупнее большинства губернских городов России, но по уровню экономического развития схожа с ними. Так что у нас есть обозримая и релевантная натурная модель — и пример коммунальной катастрофы, видео которой выложил белорусский портал Onliner.

Итак, в Рождественские дни 2017 года море горячей воды затопило подъезд дома № 9а на минской улице Щербакова. Onliner со слов жильцов дома восстановил последовательность событий:

«Около 22:50 рванул радиатор отопления, находящийся на лестничной клетке, и начался настоящий потоп. Горячая струя хлестала из дыры в батарее, за считанные секунды добралась до дверей квартир первого этажа и начала проникать в квартиры... Жильцы сразу же позвонили в «115» (это единая диспетчерская служба Минска) с просьбой срочно прислать аварийную бригаду. Время шло, поток горячей воды хлестал из лопнувшей батареи... почти через 2 часа после поступления первого звонка с просьбой о помощи, вычерпав бог знает сколько ведер воды из подъезда и обзвонив десятки телефонных номеров, уставшие люди наконец-то увидели подъезжающую аварийку. Похоже, сами приехавшие на вызов были слегка в шоке от представившегося зрелища — подъезд полностью окутан клубами пара, а из дверей непрерывным потоком вытекала вода. По словам сотрудников аварийной службы, вызов поступил к ним всего 15 минут назад на «течь батареи»… Чем занималась полтора часа служба «115», до сих пор неизвестно… Трубы были перекрыты, обе аварийные батареи срезаны, и примерно в 2:30 ночи отопление в доме снова благополучно подключили».

Почему же из за рутинной течи в батарее произошла катастрофа? Давайте разбираться.

С 1 ноября 2015 года жители всех районов Минска могут звонить по вопросам ЖКХ в единую диспетчерскую службу на номер 115; обработкой вызовов жителей почти двухмиллионного города первоначально занималсь 90 операторов. Но в Рождественские праздники 2017 года в аварийную службу посыпались заявки о залитиях, порывах и отсутствии отопления. Только в субботу и воскресенье (7—8 января) диспетчеры приняли 1590 заявок, а за все выходные, начиная с 15:00 пятницы до 9:00 понедельника, число обращений составило порядка 4 тысяч.

Цифра приличная. Можно предположить, что рост числа аварий был связан с суровой погодой. В Минске в те дни она была похожа на погоду в центре России: температура воздуха упала до бодрящих минус 25°С. Поставщики тепла должны в этом случае поднимать параметры воды в отопительных системах, и вот изношенные или неграмотно сделанные коммуникации и батареи не выдержали.

Впрочем, это дело обычное. В те же праздничные морозные дни пришлось посмотреть, как коммунальщики устраняли аварию на водоводе в Туле. Но ведь аварийные службы для того и создаются, чтобы справляться с такими ситуациями! В Минске, двухмиллионнике, в праздничные дни по сантехническим проблемам, в которые входят холодное и горячее водоснабжение, отопление и канализация, работали 15 аварийных экипажей, и как говорил потом директор минской городской аварийной службы Александр Ерофеев: «Люди работали без еды и без сна, 24 часа в сутки — как герои. При всем желании помочь не всегда для этого была возможность». 

Выходит, что сомневаться в добросовестности коммунальщиков оснований нет. Но суть-то в том, что «при всем желании помочь не всегда для этого была возможность». Почему? 

Да потому, что возникло явление, называемое насыщением системы массового обслуживания, СМО. Несмотря на ассоциации с бытом — массовое обслуживание — справляться с ним учат специалистов оборонной отрасли и компьютерщиков (о DDoS-атаках, вызванных искусственно вызванным насыщением СМО, теперь знают теперь все…). Так как же происходило это самое насыщение в разбираемом случае?


Читать далее
© "ГосВопрос", 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "ГосВопрос" обязательна.
Хотите получать материалы сайта?
Мы в соцсетях