Практичные статьи
для активных граждан и НКО

Практики  /  Городское хозяйство

Как сделать остановки теплыми?

За последние три года, а точнее за последние три зимы, в России оформился интерес к необыкновенной вещи под названием «тёплая остановка». Если у вас нет автомобиля, уверен, вам стало теплей уже от самых этих слов. Да, идея, в общем, простая: помочь людям, ждущим общественный транспорт, не мёрзнуть и не падать в обморок от холода (как это однажды случилось в Екатеринбурге).

Проблема в том, что с нашим климатом и культурой простых решений быть не может, увы. Именно так и получилось с тёплыми остановками. Их понемногу ставят в крупных городах, однако и сегодня ещё пересчитать их все можно на пальцах рук. Поэтому давайте разберёмся, как это работает, что мешает и какой урок можно извлечь из короткого отечественного опыта.

На Западе, в странах с похожим на наш климат, тёплые остановочные комплексы давно не новость: их, например, очень любят в Канаде. Однако, по понятным причинам (дороговизна импортных решений и возможность наладить производство своими силами), в России сформировалось собственное производство.

Впрочем, сказать так — значит, выдать желаемое за действительное. На деле у нас есть всего одна фирма-производитель тёплых остановок, которая стабильно лидирует в этой области несколько лет (новосибирский «Дизфор»), остальные участники появляются и исчезают. Тем не менее можно сформулировать несколько общих конструктивных принципов, которых придерживаются все отечественные игроки. Вот они попунктно:

Конструкция — обычно модульная, что позволяет легко её модифицировать по требованию заказчика. Минимум три стены и потолок, из стекла или сплошного металлического листа, желательно, в пол. Это защищает от ветра и осадков в большинстве случаев. Четвёртая стена, с дверьми, конечно, добавляет тепла, но резко удорожает конструкцию. 

Обогреватели — принято ставить наверху. Это кажется парадоксальным, ведь тёплый воздух стремится вверх, а потому вроде бы обогревать нужно пол. Но есть сразу несколько причин сделать не так, как подсказывает личный опыт. Во-первых, в качестве обогревателей используются инфракрасные излучатели, которые не дуют, а «светят» теплом. Во-вторых, под ногами не образуется слякоть, а значит, грязь.

Регуляция обогрева — требуется практически всегда. Глупо греть остановку, когда на ней никого нет (например, ночами). Кроме того, на обогрев павильона вмещающего всего десять человек требуется затратить порядка 2 кВт. Поэтому обогрев всегда регулируемый. Чаще всего его включают по часам, либо по падению температуры ниже заданной. Но возможны и более «грубые» решения, например, обыкновенная кнопка: пришёл пассажир на остановку, замёрз, нажал кнопку — получил несколько минут тепла.

Лавочка или сиденья — на усмотрение заказчика. Их принято ставить на крупных конечных остановках, где есть смысл потратиться на большой закрытый комплекс.

Наконец, в тёплую остановку очень естественно вписываются разнообразные высокотехнологичные «излишества». Здесь можно оборудовать, например, точку доступа муниципальной сети Wi-Fi, гнёзда для подзарядки телефонов, биотуалет. А одну или две стены отдать под дисплей с рекламой, возможно, даже интерактивный — чтобы демонстрировать на нём, скажем, карту движения городского транспорта в реальном времени.

Таков усреднённый облик тёплой остановки российского производства. Однако опыт эксплуатации выявил и несколько общих проблем. И прежде всего это высокая стоимость. Сама по себе тёплая остановка обходится городу, грубо, в сумму от 200 тысяч рублей и выше (сильно зависит от комплектации: закрытый павильон стоит сразу в разы дороже). Но к ней необходимо добавить ещё и стоимость электроэнергии: несколько тысяч рублей в месяц.

Читать далее

Как сделать остановки теплыми?

За последние три года, а точнее за последние три зимы, в России оформился интерес к необыкновенной вещи под названием «тёплая остановка». Если у вас нет автомобиля, уверен, вам стало теплей уже от самых этих слов. Да, идея, в общем, простая: помочь людям, ждущим общественный транспорт, не мёрзнуть и не падать в обморок от холода (как это однажды случилось в Екатеринбурге).

Проблема в том, что с нашим климатом и культурой простых решений быть не может, увы. Именно так и получилось с тёплыми остановками. Их понемногу ставят в крупных городах, однако и сегодня ещё пересчитать их все можно на пальцах рук. Поэтому давайте разберёмся, как это работает, что мешает и какой урок можно извлечь из короткого отечественного опыта.

На Западе, в странах с похожим на наш климат, тёплые остановочные комплексы давно не новость: их, например, очень любят в Канаде. Однако, по понятным причинам (дороговизна импортных решений и возможность наладить производство своими силами), в России сформировалось собственное производство.

Впрочем, сказать так — значит, выдать желаемое за действительное. На деле у нас есть всего одна фирма-производитель тёплых остановок, которая стабильно лидирует в этой области несколько лет (новосибирский «Дизфор»), остальные участники появляются и исчезают. Тем не менее можно сформулировать несколько общих конструктивных принципов, которых придерживаются все отечественные игроки. Вот они попунктно:

Конструкция — обычно модульная, что позволяет легко её модифицировать по требованию заказчика. Минимум три стены и потолок, из стекла или сплошного металлического листа, желательно, в пол. Это защищает от ветра и осадков в большинстве случаев. Четвёртая стена, с дверьми, конечно, добавляет тепла, но резко удорожает конструкцию. 

Обогреватели — принято ставить наверху. Это кажется парадоксальным, ведь тёплый воздух стремится вверх, а потому вроде бы обогревать нужно пол. Но есть сразу несколько причин сделать не так, как подсказывает личный опыт. Во-первых, в качестве обогревателей используются инфракрасные излучатели, которые не дуют, а «светят» теплом. Во-вторых, под ногами не образуется слякоть, а значит, грязь.

Регуляция обогрева — требуется практически всегда. Глупо греть остановку, когда на ней никого нет (например, ночами). Кроме того, на обогрев павильона вмещающего всего десять человек требуется затратить порядка 2 кВт. Поэтому обогрев всегда регулируемый. Чаще всего его включают по часам, либо по падению температуры ниже заданной. Но возможны и более «грубые» решения, например, обыкновенная кнопка: пришёл пассажир на остановку, замёрз, нажал кнопку — получил несколько минут тепла.

Лавочка или сиденья — на усмотрение заказчика. Их принято ставить на крупных конечных остановках, где есть смысл потратиться на большой закрытый комплекс.

Наконец, в тёплую остановку очень естественно вписываются разнообразные высокотехнологичные «излишества». Здесь можно оборудовать, например, точку доступа муниципальной сети Wi-Fi, гнёзда для подзарядки телефонов, биотуалет. А одну или две стены отдать под дисплей с рекламой, возможно, даже интерактивный — чтобы демонстрировать на нём, скажем, карту движения городского транспорта в реальном времени.

Таков усреднённый облик тёплой остановки российского производства. Однако опыт эксплуатации выявил и несколько общих проблем. И прежде всего это высокая стоимость. Сама по себе тёплая остановка обходится городу, грубо, в сумму от 200 тысяч рублей и выше (сильно зависит от комплектации: закрытый павильон стоит сразу в разы дороже). Но к ней необходимо добавить ещё и стоимость электроэнергии: несколько тысяч рублей в месяц.

Читать далее
© "ГосВопрос", 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "ГосВопрос" обязательна.
Хотите получать материалы сайта?
Мы в соцсетях