Практичные статьи
для активных граждан и НКО

Практики  /  Государственное управление

Госзакупки: Когда прозрачность и открытость убивают экономику?

Сложившаяся в России система госзакупок не устраивает, кажется, никого. Государство требует от госкомпаний большей прозрачности, считая, что теряет на закупках огромные деньги; госкорпорациям часто нужны особые условия, потому как излишняя открытость делает их работу прозрачной для зарубежных конкурентов. Бизнес не устраивают особые условия для отдельных участников и рост издержек из-за постоянных корректировок требований. Наконец, гражданские активисты недовольны тем, что прозрачность торгов никак не гарантирует приемлемого качества и разумных цен на закупаемые товары и услуги.

Государственные и муниципальные закупки в России довольно долго почти никак не регламентировались, так что в каком-то смысле это явление для нас — новое и экзотическое. Вплоть до 1997 года, до указа Ельцина о закупках продукции для государственных нужд, все регулировалось отдельными ведомственными и региональными актами. Денег было не очень много, поэтому и интерес со стороны общества и государства был минимален.

Но и ограничения были минимальными и, как следствие, существовало огромное видовое разнообразие форм, методов и способов закупок. Все экспериментировали как могли: свои электронные торговые площадки, свои системы раскрытия информации и обеспечения прозрачности. Тендерный комитет Москвы, например, выпускал свой специализированный бумажный журнал.

В 2005 году вышел первый закон N 94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Возникла уникальная ситуация: с одной стороны федеральная власть в этом законе тогда все отрегулировала, задала правила, причем четкие и понятные. Закон о закупках в первой редакции был краток. С другой стороны — затем возникло несколько новелл, которые, как ни странно, были слабо связаны с самим госзаказом, как с функцией государства, зато гораздо большее отношение имели к модели управления страной.


Читать далее

Госзакупки: Когда прозрачность и открытость убивают экономику?

Сложившаяся в России система госзакупок не устраивает, кажется, никого. Государство требует от госкомпаний большей прозрачности, считая, что теряет на закупках огромные деньги; госкорпорациям часто нужны особые условия, потому как излишняя открытость делает их работу прозрачной для зарубежных конкурентов. Бизнес не устраивают особые условия для отдельных участников и рост издержек из-за постоянных корректировок требований. Наконец, гражданские активисты недовольны тем, что прозрачность торгов никак не гарантирует приемлемого качества и разумных цен на закупаемые товары и услуги.

Государственные и муниципальные закупки в России довольно долго почти никак не регламентировались, так что в каком-то смысле это явление для нас — новое и экзотическое. Вплоть до 1997 года, до указа Ельцина о закупках продукции для государственных нужд, все регулировалось отдельными ведомственными и региональными актами. Денег было не очень много, поэтому и интерес со стороны общества и государства был минимален.

Но и ограничения были минимальными и, как следствие, существовало огромное видовое разнообразие форм, методов и способов закупок. Все экспериментировали как могли: свои электронные торговые площадки, свои системы раскрытия информации и обеспечения прозрачности. Тендерный комитет Москвы, например, выпускал свой специализированный бумажный журнал.

В 2005 году вышел первый закон N 94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Возникла уникальная ситуация: с одной стороны федеральная власть в этом законе тогда все отрегулировала, задала правила, причем четкие и понятные. Закон о закупках в первой редакции был краток. С другой стороны — затем возникло несколько новелл, которые, как ни странно, были слабо связаны с самим госзаказом, как с функцией государства, зато гораздо большее отношение имели к модели управления страной.


Читать далее
© "ГосВопрос", 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "ГосВопрос" обязательна.
Хотите получать материалы сайта?
Мы в соцсетях