Практичные статьи
для активных граждан и НКО

Практики  /  Государственное управление

Госзакупки. Кому это выгодно?

В предыдущей статье мы рассказали об эволюции государственных закупок в России, о том, как менялись подходы к мониторингу и управлению госзакупками и, в конечном итоге, о том, что основные административные рычаги на этом поле оказались в руках Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы. В результате оказалось, что Правительство оставило «лазейки» исключений из общих правил только для себя и те, кто имел возможности для исключений (в формате разрешений на закупку из одного источника или в форме запроса котировок) получили гигантский административный рычаг и огромные преимущества.

И уже тогда все, включая первых лиц, отдавали себе отчет в том, что закон о госзакупках получился несколько проблемным и не решающим некоторые серьезные проблемы, в том числе в части противодействия коррупции.

И тогда на рынке госзаказа стали происходить довольно значимые изменения. Одним из самых важных изменений оказался 93-ФЗ, который вносил поправки в 94-й закон, но на самом деле практически полностью его переписывал. Изменения там были прописаны довольно фундаментальные, главное из которых — Единый портал госзакупок, который отбирал у регионов и муниципалитетов самостоятельность в этом вопросе. Но, пожалуй, еще важнее было то, что новый закон кардинально поменял подход к электронным процедурам госзакупок.

Если до этого электронные процедуры были завязаны на некие, в том числе региональные, площадки, которые были правом, но не обязанностью региональных администраций, то с этого момента федеральное правительство решило это сделать обязанностью и при этом резко ограничило количество площадок.

Если до этого момента принципы работы и финансирование процессов были прозрачны, то есть заказчики сами могли выбирать площадки для размещения заказа в очень конкурентной среде (площадки табунами ходили за местными властями и конкурировали за право разместить заказ, обещая больший поток участников торгов и так далее), где конкурировали как коммерческие площадки, так и созданные губернаторами региональные), то с того момента было решено, что много площадок — это плохо, что это сбивает с толку участников торгов и что это вынуждает все стороны нести ненужные издержки.

Некий резон в такой консолидации, несомненно, был, хотя сделать все это можно было куда более корректно, не уничтожая существующие на тот момент площадки, а постепенно меняя их.


Читать далее

Госзакупки. Кому это выгодно?

В предыдущей статье мы рассказали об эволюции государственных закупок в России, о том, как менялись подходы к мониторингу и управлению госзакупками и, в конечном итоге, о том, что основные административные рычаги на этом поле оказались в руках Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы. В результате оказалось, что Правительство оставило «лазейки» исключений из общих правил только для себя и те, кто имел возможности для исключений (в формате разрешений на закупку из одного источника или в форме запроса котировок) получили гигантский административный рычаг и огромные преимущества.

И уже тогда все, включая первых лиц, отдавали себе отчет в том, что закон о госзакупках получился несколько проблемным и не решающим некоторые серьезные проблемы, в том числе в части противодействия коррупции.

И тогда на рынке госзаказа стали происходить довольно значимые изменения. Одним из самых важных изменений оказался 93-ФЗ, который вносил поправки в 94-й закон, но на самом деле практически полностью его переписывал. Изменения там были прописаны довольно фундаментальные, главное из которых — Единый портал госзакупок, который отбирал у регионов и муниципалитетов самостоятельность в этом вопросе. Но, пожалуй, еще важнее было то, что новый закон кардинально поменял подход к электронным процедурам госзакупок.

Если до этого электронные процедуры были завязаны на некие, в том числе региональные, площадки, которые были правом, но не обязанностью региональных администраций, то с этого момента федеральное правительство решило это сделать обязанностью и при этом резко ограничило количество площадок.

Если до этого момента принципы работы и финансирование процессов были прозрачны, то есть заказчики сами могли выбирать площадки для размещения заказа в очень конкурентной среде (площадки табунами ходили за местными властями и конкурировали за право разместить заказ, обещая больший поток участников торгов и так далее), где конкурировали как коммерческие площадки, так и созданные губернаторами региональные), то с того момента было решено, что много площадок — это плохо, что это сбивает с толку участников торгов и что это вынуждает все стороны нести ненужные издержки.

Некий резон в такой консолидации, несомненно, был, хотя сделать все это можно было куда более корректно, не уничтожая существующие на тот момент площадки, а постепенно меняя их.


Читать далее
© "ГосВопрос", 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "ГосВопрос" обязательна.
Хотите получать материалы сайта?
Мы в соцсетях