Запуск в Костроме проекта «Мой Дом» — суть, мобильного приложения для оповещения жильцов о событиях в доме и городе — привлёк внимание даже федеральных СМИ. Однако, как говорится, за деревьями лес не разглядеть, а именно лес в данном случае самое важное. Необходимо понимать, что костромской проект не уникален, и видеть, куда направлена общая тенденция.

«Мой Дом» — детище одноимённой молодой компании из Костромы. Чтобы объяснить, что эта штука делает, логично начать с воспоминаний о буднях ЖКХ в отдельно взятом многоквартирном доме образца, скажем, середины нулевых годов. Вот живёт человек и не тужит, но вдруг случается что-то, прерывающее его безмятежное существование. Скажем, исчезает горячая вода. Или того хуже: отопление зимой! Отключается электричество или застревает лифт. Близ дома раскапывают огромную яму, а может быть даже сносят часть дороги. Короче говоря, вариантов масса и каждый, конечно, сможет набросать их из собственного опыта.

Важно, что до сих пор, чтобы выяснить, что случилось, жилец должен был задействовать один из традиционных информационных каналов. Например, выйти и посмотреть объявления на доске у подъезда. Или выяснить номер диспетчерской ЖКХ и позвонить туда. Либо заглянуть к представителю управляющей компании, если у дома таковая имеется.

Увы, традиционные каналы обладают и традиционными недостатками. Так объявления появляются не сразу и их срывают, или они слезают от дождя и ветра. Телефон диспетчера в кризисные моменты (то есть именно тогда, когда он нужен!) оказывается перегружен звонками, так что дозвониться почти невозможно. В последнее время, правда, среди УК пошла мода заводить собственные веб-сайты, где и публиковать подобную информацию, но там свои проблемы: например, никакого стандарта раскрытия данных нет и часто непонятно, где искать нужные сведения. Да и про веб-сайт знают немногие.


А теперь введём в уравнение «Мой Дом». Это мобильное приложения для смартфона или планшета, которое жилец скачал загодя, установил и... забыл о нём до «лучших» времён. Когда случается что-то, требующее разъяснений от жилищно-коммунальных служб, он запускает приложение — и немедленно получает свежайшую информацию именно по своему дому и даже может быть по подъезду: что случилось, как и в какие сроки планируется устранить, и тому подобное.

Всё! Потрачено меньше минуты времени, нет нужды сидеть на телефоне и даже поднимать попу с дивана. И пусть повлиять, скажем, на ремонт прорванной трубы жилец по-прежнему не в состоянии, он по крайней мере осведомлён, что произошло, знает, что проблемой уже занимаются, и потому — спокоен! Вот так и работает «Мой Дом», доступный в версиях для Android и iOS, и охватывающий уже два города: Кострому и Иваново.

Как это устроено изнутри? Компания-разработчик приложения устанавливает контакт со всеми организациями и компаниями, которые так или иначе причастны к обслуживанию городского жилищно-коммунального хозяйства. Это в первую очередь управляющие компании и товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации, городская администрация, коммунальные предприятия и т.д. Так что информацию приложение получает из первых рук, а его внедрение выгодно всем участникам: жильцы проинформированы, УК и администрация получили надёжный унифицированный канал связи с клиентами, коммунальщиков больше не достают нервничающие горожане с глупым и вечно одинаковым вопросом «А когда уже включат/дадут/починят?».



Что примечательно, приложение пока бесплатно для всех. И есть надежда, что таким оно и останется (возможно, расходы покроет реклама). Поэтому если у вас есть желание подключить свой город/район/дома — свяжитесь с ребятами из «Моего Дома», они как раз задумываются об экспансии по России.

Таким образом всё это полезно уже само по себе, но нужно видеть место данного проекта в общей картине модернизации ЖКХ. А там сейчас ситуацию определяют минимум четыре взаимосвязанных тенденции.

Тенденция первая: начал формироваться рынок городских данных. Город, словно гигантская машина, постоянно генерирует потоки информации: где чинят дорогу, как сегодня работает общественный транспорт, какие мероприятия запланированы на день — и так далее, и так далее. Пока ещё собирать эти сведения приходится по крупицам, через личные контакты с соответствующими предприятиями и организациями (что и делает, например, «Мой Дом»).

Но уже в ближайшем будущем такая информация должна стать тем, что называют «открытые данные»: предприятия и организации сами будут публиковать её в стандартном формате, открыто для всех желающих. Сидеть на ней, как собака на сене, невыгодно: раскрытие такой информации делает работу городского «организма» более эффективной, более слаженной и в конце концов приносит пользу всем.


Тенденция вторая: унификация функционала приложений и сервисов в сфере ЖКХ. Ведь «Мой Дом» далеко не единственный продукт в своей категории. Вот, например, прямо в магазине приложений Google подмосковная разработка «Август ЖКХ» с похожими функциями. А в Екатеринбурге подобную систему из разрозненных элементов собирает УК «Лига ЖКХ». И без сомнения подобные продукты продолжат расти как грибы после дождя, а их функционал вберёт в себя всё важное для потребителей ЖКХ-услуг и со временем станет стандартным для всех участников. После чего следует ожидать начала конкурентной борьбы.

Третья тенденция: в отличие от традиционных каналов информирования жильцов (объявление, диспетчер на телефоне), работавших только в одну сторону (поставить жильца в известность), ЖКХ-приложения и сервисы стремятся быть каналом двусторонним. Так в «Моём Доме» есть функция обратной связи с поставщиками услуг ЖКХ, а также с соседями (чтобы можно было культурно решать насущные вопросы). А через «Август ЖКХ» можно сдать показания приборов учёта и оставить заявку управляющей компании. Без сомнения перечень функций обратной связи будет расширяться и далее: это, конечно, усложняет пользование продуктом, зато решает множество дополнительных проблем (если коротко, для поставщиков ЖКХ-услуг поддерживать такую связь дешевле и проще всего).

Наконец, четвёртая тенденция: улучшение отношения органов местной власти к проектам, подобным «Моему Дому». В самом деле, в интересах самих муниципалитетов всячески поддерживать такие проекты: делиться с ними информацией, помогать устанавливать контакты с коммунальщиками, облегчать ведение бизнеса (всё-таки инновационная область, не всё ещё урегулировано и продумано).

Зачем это власти? Затем, что давно уже пора изменить имидж сферы ЖКХ — осовременив его, уйдя от советского образа «вечно пьяного слесаря в грязной спецовке». Появление новаторских информационных продуктов для ЖКХ — как раз один из широких шагов в нужном направлении. Жильцы, вооружённые такими приложениями и сервисами, будут чувствовать себя более комфортно, а значит и упрёков коммунальщикам и власти будет доставаться меньше. И работать станет легче.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.