Управлять малым населенным пунктом ничуть не проще, чем управлять населенным пунктом большим. Те проблемы, что в городе решит конкурентный рынок, в поселках и селах приходится брать на себя органам власти и госпредприятиям. Так давайте посмотрим, как автоматизация государственной почты может помочь в организации нормальной жизни малых населенных пунктов.

Для начала — исходные данные. По итогам Всероссийской переписи 2010 года в нашей стране насчитывается 1100 городов, 1286 поселков городского типа и 153125 сельских населенных пунктов. Из последней цифры можно смело вычесть 19439 деревни-призрака, существующие на бумаге, но не имеющие населения… Есть города-крошки, вроде Иннополиса с менее чем сотней душ, есть на благодатном юге станицы с десятками тысяч человек. И все это распределено по восьмой части обитаемой суши планеты.

А вот Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». По стране работает 41 901 его отделение. В сельских районах Нечерноземья часто видишь, что единственной связью населенного пункта — а то и нескольких деревень — с окружающим миром является местное почтовое отделение. Так что понятно, почему ФГУП «Почта России» 29 марта 2013 года вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации, под номером 516. И давайте вспомним, что с 2003 года в почтовых отделениях осуществляется розничная торговля товарами первой необходимости, которые в деревнях подчас больше негде купить.

Так что, имея в виду указанный выше расклад, обратимся к историческим примерам из жизни наших уважаемых заокеанских партнеров. Опыт Европы нам малопригоден, у них слишком много истории и слишком мало географии. А и история России (как писали и С.М.Соловьев и В.О.Ключевской), и история США (как знают все из голливудских вестернов) — в значительной степени продукт колонизации новых земель. И вот какая социально-экономическая ситуация сложилась в результате этой колонизации в США век с четвертью назад.

В Европе крестьянин веками сидел на одном месте, жил в деревне, работал на поле, откуда возвращался к вечеру… А в США середины позапрошлого века каждому переселенцу бесплатно раздавались участки, зачищенные героической федеральной кавалерией от индейцев. Захватывали лучшие участки в пресловутых гонках на фургонах, являющихся и поныне одной з народных легенд Среднего Запада. Но дальше «застолбленную» землю надо было получить в собственность — а для этого надлежало пять лет постоянно прожить на ней.

Так что, организационная структура колонизации предопределила демографическую структуру Среднего Запада. Фермеры жили на своих участках, в быстровозводимых домах — никакого бревна, кирпича или фахверка, сплошной каркас и доска в нахлест, благо что гвозди стали производить машины, массово и дешево — а по всем нуждам посещали ближайший городок, заходили в церковь, затаривались в близлежащей лавке, брали письма в почтовом отделении. В 1863 году Конгресс США установил жалованье почтальонам, разносившим письма по домам (шла Гражданская, должен кто-то был носить повестки и похоронки…).

Но в мирной жизни письма разносили на дом только в городах. С 1887 года было установлено, что получить их в свой почтовый ящик ты можешь, только живя в городе с населением не меньше 10000 человек. А таких на 1890 год было в США двадцать миллионов. Остальные семьдесят пять миллионов должны были сами ходить за письмами и посылками. Ну и — попутно отовариваться в единственном магазине маленького городка. Хозяин которого норовит установить монопольно высокие цены…

И вот это-то стало социальной проблемой. И мудрые люди в США взялись за пропаганду RFD — Rural Free Delivery. Сельская Бесплатная Доставка сначала казалась абсурдной идеей — ведь она требовала существенного увеличения бюджета почтового ведомства. Но нашлось довольно много дальновидных политиков, которые сочли идею перспективной — тем более, что она была реальной и прагматичной альтернативой набиравшим популярность левым идеям. Конгрессмены решили, что правильнее потратиться на расширение круга получателей Сельской Бесплатной Доставки, чем дожидаться, чем когда недовольные грабительски высокими ценами фермеры линчуют лавочника, а заодно сожгут и лавку, и пост-оффис…

Rural Free Delivery поначалу выглядела так скромно — почтовые фордики придут позже — но решила важнейшую социальную проблему, создала массовый рынок и избавила страну от революций.

С 1906 года в США бесплатно разносили письма, в 1913 году это распространилось и на посылки. Через год — когда Европа учинила завершившуюся крахом империй Мировую войну — посылок этих было доставлено 300 миллионов, по 3,5 каждому жителю, включая младенцев. Возник новый феномен — торговли по почтовым каталогам. Ну, вот известнейший Sears — он начинался с того, что часы массового машинного производства, стоившие в лавках 25 долларов, продавались по 14… (Сам Сиерс получал их «на реализацию» по 12, так что легко оценить сверхдоходы мелких лавочников.)

В общем, в 1917 году, каталог товаров по почте был в каждом фермерском доме. И когда Старый Свет развлекался революциями, в САСШ царил праздник потребительства. На низовом уровне, grass roots, уровне корней травы, как любят говорить американские чиновники и политики, люди получили возможность дешево покупать стандартные товары. Ну а экономика на верхнем уровне приобрела огромный рынок для сбыта продукции машинного производства, налоги с доходов которого с лихвой покрыли вложения в Сельскую Бесплатную Доставку. Довольны были все, и мэры маленьких городков, и президенты…

А теперь вернемся в нашу страну. Вот какой материал увидел свет этой осенью — «Продуктовая корзина в российских селах оказалась дороже московской». Ну, удивительным материал этот был только для жителей столиц и крупных городов — кто живет на селе, и особенно те, кто управляет селом, знает, что сельское хозяйство нынче в нашей стране крупное и высокоиндустриальное, и продукты неизбежно проходят длинный путь через склады и оптовые базы, привязанные к крупным городам. Это оборотная сторона того, что 20 человек нынче производят больше сельхозпродукции, чем четверть века назад 300…

Коробочки советской системы «Товары почтой» нынче продают на интернет-аукционах коллекционерам…

 А ведь с промтоварами еще хуже. В любом мелком городке Нечерноземья лавочник ставит на товар две цены от уровня рынка при МКАДе — вспомним американские часы за 12 и 25 долларов, жадность она одна, во все времена и во всех странах… И победить ее может только организация новых форм. Вот СССР была, например, система торговли «Товары почтой». Можно было в поселке геологов заказать через нее по каталогу светофильтр для фотосъемки и детали для радиоприемника. Купить их в ближайшей полутысячи верст было негде…

Теперь через отделения «Почты России» идет большой поток товаров интернет-торговли (современная номенклатура ни в один бумажный каталог не влезет). Но вот получение в единственном окошке, особенно в часы пик, часто связано со стоянием в очередях. И ведь развоз товара по домам в нынешней демографической ситуации тоже не решит проблему — американская домохозяйка в 1913 днем сидела дома, а сейчас почти все на работе… Так что вспомним о желтеньких почтоматах DHL Packstation, вставших сначала на германских перекрестках, а потом расползшихся и по Восточной Европе…

Вот и до Польши добрался почтомат желтенький DHL Packstation!

Это — гибрид старинного блока абонентских ячеек, присутствовавшего в любом почтовом отделении, взломостойких дверей с дистанционным замком, стоящих на каждом подъезде, и вездесущего платежного/карточного терминала. Установить его можно и в почтовом отделении, и на открытом воздухе — в обоих случаях, во избежание проблем, сопроводив вандалостойкой видеокамерой и, на воздухе, системой охранной сигнализации. Экономический же и социальный эффект такого будет весьма велик.

Ведь в почтовых отделениях, в первом полугодии 2016 года уже «…продажи товаров бытовой химии выросли на 31%, продовольственных и сопутствующих товаров — на 25%». То есть — жители сельских и малых населенных пунктов получили возможность купить нужные товары, а «Почта России» — средства для содержания сети отделений. А добавка масштабной сети постоматов может решить важные социальные проблемы — любой глава малого города или сельского поселения оценит, как важно, если население сможет «отовариваться» по ценам интернет-торговли, соотносимым с ценами рынков у МКАД, а не у перекупщиков. Это поможет повысить реальную покупательную способность, улучшить качество жизни в малых населенных пунктах!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.