В мире продолжают бушевать страсти, связанные с агрессивной политикой каршеринговых компаний, пытающихся отвоевать свое место на рынке пассажирских перевозок, причем зачастую это делается в обход существующего законодательства или с использованием “дыр” в нем. Им противостоят, порой даже насильственными методами, “классические” таксисты и владельцы предприятий общественного транспорта, не без оснований видящие в Uber угрозу своим доходам. Над схваткой, хоть и не всегда, находятся государственные и муниципальные власти, пытающиеся как-то урегулировать этот процесс.

В результате деятельность Uber и аналогичных ей компаний в мире, как мы уже писали, подобна приливу и отливу – где-то райд-шеринг закрепляется и процветает, в то время как из других мест уходит, не выдержав бюрократических препон. Как бы то ни было, в настоящее время такой вид бизнеса действует уже в примерно 70 странах мира. Впрочем, практически везде он существует наравне с традиционными такси и обычным общественным транспортом.

Интересное исключение составляет в этом плане канадский город Иннисфил, расположенный в провинции Онтарио недалеко от Торонто. Здесь местные власти, взвесив все “за” и “против”, сами пошли навстречу Uber, предпочтя райд-шеринг развитию местной системы общественного транспорта. Никакие возражения обычных таксистов при этом во внимание брать не стали. Подробно об инициативе Иннисфила рассказало издание “Нью-Йорк Таймс”.


Иннисфил – это обычный расположенный в сельской местности город общей площадью примерно 300 квадратных километров и с населением в 36 тысяч человек. Своего общественного транспорта здесь никогда не было, за исключением остановок междугородных автобусов.

Программу партнерства с Uber здесь запустили в середине мая с.г. Она финансируется местными властями, которые на начальном этапе выделили сумму в 100 тысяч канадских долларов (примерно 100 тысяч долларов США) для субсидирования поездок. Эта сумма пойдет на компенсацию разницы между фактической ценой поездок и фиксированной суммой, которую будут платить за них пассажиры, а также предоставление скидки в пять канадских долларов за каждую поездку по нефиксируемому тарифу.

Необходимо отметить, что в последние годы Uber и другие райд-шеринговые компании предприняли ряд усилий, чтобы встроиться в системы общественного транспорта ряда городов, прежде всего в Северной Америке. К примеру, ими были подписаны соглашения с транспортными агентствами ряда крупных городов США по упорядочиванию системы подвоза пассажиров к транспортным узлам – прежде всего к конечным станциям метро или городских автобусов, с помощью которых пассажиры могли совершать дальнейшие поездки по городу. Однако Иннисфил стал одним из первых примеров того, как Uber подменил собой систему общественного транспорта вообще.

Есть, разумеется, у этой схемы и критики. Многие считают, что такая модель жизнеспособна исключительно в мелких городах, в крупных же она приведет исключительно к увеличению количества автомобилей на дорогах и росту пробок. Есть обеспокоенность и в связи с необходимостью применения для использования Uber смартфонов, а также пластиковых карт. Люди, не пользующиеся ими, получается, выпадают из системы. В Иннисфиле, по крайней мере, этот вопрос постарались решить при помощи заказа машин через СМС. Также прорабатывается схема оплаты поездок наличными.

Недовольны, понятное дело, и обычные таксисты. Владелец местной компании такси, в частности, предложил муниципалитету совершать поездки по цене на 50 центов дешевле, чем Uber, но получил отказ. По словам бизнесмена, городские власти сослались на то, что у Uber лучше технологии.

Представитель муниципалитета Иннисфила, однако, заявил, что власти позволят обычным таксистам конкурировать с Uber, и с этими целями им будет разрешено также снизить цены. Город также вернул таксомоторным компаниям лицензионные взносы за первый год действия сделки с Uber.

Идея соглашения с Uber пришла в голову отцов Иннисфила не сразу. Вначале в муниципалитете долго думали, как наиболее эффективно построить систему общественного транспорта для населения города, которое было разбросано по достаточно большой площади. Была проведена оценка затрат на создание двух автобусных маршрутов – с севера на юг и с запада на восток. Выяснилось, что в первый год работы проект обойдется в 600 тысяч канадских долларов (442 тысячи долларов США), и затем будет требовать по 300 тысяч канадских долларов ежегодно. В итоге этот вариант был признан финансово несостоятельным, и власти стали размышлять, что делать дальше.


Пока с принятием решения была взята пауза, в один из дней руководитель административного аппарата муниципалитета Иннисфила Джейсон Рейнар, проезжая по одной из дорог, увидел идущую по обочине женщину, одетую в фирменную майку одного из супермаркетов. Магазин этот находился как раз по пути в мэрию, и чиновник предложил женщине подвезти ее. В итоге за несколько минут они проделали путь, на который у сотрудницы магазина ушла бы пара часов.

Приехав в офис, Рейнар рассказал об этом своим коллегам, и они начали обсуждать идею того, как помочь найти попутные машины тем, кого надо подвезти. Сначала речь шла о создании специального приложения для автостопа, но достаточно быстро на ум чиновникам пришла и идея привлечения к сотрудничеству райд-шерингового сервиса. Из нескольких таких компаний был выбран именно Uber, так как именно он имел возможность подстроить свое приложение конкретно под нужды Иннисфила.

Uber также обещает при помощи своего приложения на основе “больших данных” собрать и предоставить городу информацию об основных шаблонах маршрутов поездок.

Когда же выделенные на программу сотрудничества с Uber 100 тысяч долларов будут полностью потрачены, власти надеются иметь на руках достаточно статистических данных, чтобы понять основные модели перемещения горожан. В этот момент времени программа может быть продлена или, как вариант, город может принять решение об организации автобусного движения по наиболее используемому горожанами маршруту.

В настоящий же момент любой горожанин со смартфоном и пластиковой картой может вызвать себе такси и разделить поездку с другим пассажиром, которому надо ехать в том же направлении. Поездки по фиксированным тарифам, составляющим от 3 до 5 канадских долларов, осуществляются из любой точки города до четырех основных пунктов на ее территории – общественного центра, промышленной зоны, междугородной автобусной станции и крупнейшей автостоянки. При поездках по всем любым маршрутам пассажиры получают скидку в размере 5 канадских долларов со стандартного тарифа UberX, и такие поездки также можно совершать с попутчиками.


Одна из компаний такси в Иннисфиле подписала с городом соглашение, по которому она будет предоставлять услуги пассажирам со специальными требованиями, в первую очередь инвалидам. Клиенты смогут заказывать машины через 24-часовой центр обслуживания и совершать поездки по ценам со скидкой.

Важным аспектом программы стала необходимость обеспечить наличие необходимого количества водителей Uber. С этой целью в городе провели специальную рекрутинговую кампанию. В результате среднее время ожидания машины в Иннисфиле составляет примерно 7-8 минут, в то время как наземного общественного транспорта в Канаде можно ждать и до получаса.

Понятно, что об эффективности данной схемы говорить еще рано, поскольку работает прежде всего за счет серьезных субсидий из муниципального бюджета. Однако в плане всеобщей “уберизации” мировых транспортных систем опыт Иннисфила заслуживает того, чтобы присмотреться к нему внимательно, в том числе и в России.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.