В Орехово-Зуевском районе Подмосковья, недалеко от города Куровское располагается необычная ферма. Там разводят северных оленей — разводят не на мясо, «а так». Небольшое стадо в полтора десятка голов привлекает скучающих дачников, которые приходят и поодиночке, и семьями, и целыми группами — ведь развлечений в этой глубинке, по московским меркам, маловато. Входные билеты стоят недорого: 200 руб для взрослых и 100 руб для детей. 

Экскурсия выглядит, на первый взгляд, тоже незамысловато — послушать рассказ про этих экзотических для средней полосы России животных, посмотреть на них вблизи, погладить и покормить с ладони хлебом; узнать о жизни и быте северных народов, заглянув в расположенную на территории ярангу и осмотрев нарты, упряжь, предметы быта и этнические изделия из оленьего камуса. Тем не менее, уходить гости обычно не торопятся, а детей и вовсе приходится уводить чуть ли не силой — очень уж обаятельными оказываются олени при личном знакомстве.


Знакомством с оленями, впрочем, возможная программа не исчерпывается. Желающие могут прокатиться на лошади или взять урок верховой езды, пострелять из лука, выпить чаю в маленьком кафе, искупаться и поудить рыбу в искусственном пруду, на берегу которого для самых маленьких есть детская площадка, купить сувениры и свежие яйца из курятника. Для тех, кто желает с комфортом устроить пикник на свежем воздухе, на живописном берегу возведены две беседки с расположенными поблизости мангалами-барбекю.


Недавно на территории появился еще и вольер с белками, за играми которых можно наблюдать часами — и теперь родителям стало еще труднее уводить с фермы своих детей.

В летнее время, когда ферма открыта на прием посетителей по пятницам, субботам и воскресеньям, через нее за день проходит обычно от двух до пяти десятков человек. С учетом невысокой платы за вход, бизнес-привлекательность предприятия может вызвать вопросы — предпринимателей выручают, в основном, доходы от дополнительных услуг. 

Так, довольно значительную статью поступлений дает торговля сувенирами — от копеечных магнитиков на холодильник до довольно дорогих изделий из оленьего меха. Рыбалка, на которую сюда регулярно ходят уже ставшие постоянными посетители, тоже вносит свою лепту — если выловленный карась достается рыбаку бесплатно, то вот за карпа или белого амура приходится заплатить по весу. И даже заплатить за фотографирование в меховой парке в обнимку с оленем тоже находятся желающие.

Впрочем, лето на ферме — сезон затишья. Основная активность начинается, когда выпадает снег и начинаются катания на оленьих упряжках — нартах. Поток посетителей резко возрастает; и из Москвы и из других городов Подмосковья автобусами приезжают организованные экскурсии от школ и предприятий, а на предновогодние дни и рождественские каникулы записываться приходится еще с осени. Если выдается бесснежный декабрь или наступает оттепель и снег сходит, то весь график трещит по швам, что приносит немало головной боли.

Эта семейная ферма, принадлежащая супругам Александру и Светлане, возникла несколько лет назад. Во время своей службы на Крайнем Севере Александр хорошо познакомился с оленями и влюбился в этих прекрасных животных, и после увольнения в запас загорелся бизнес-идеей — обзавестись парой оленей, чтобы зарабатывать, катая людей на оленьих упряжках.

Но северный олень — не кошка и даже не коза; ни в городской квартире, ни в сарае при частном домике содержать его невозможно — требуется пространство для выпаса.

Пришлось заняться созданием и обустройством фермы. Земельный участок, против ожидания, удалось получить довольно быстро и без особых осложнений. Правда, вскоре выяснилось, что при оформлении были допущены ошибки — часть выделенной территории уже принадлежала другому владельцу — так что процедуру пришлось пройти еще раз, получив участок уже в другом месте, по соседству. В дело пошли собственные сбережения и средства друзей. Так, здание, в котором расположено кафе, а заодно и билетная касса, мини-офис и пункт торговли сувенирами, было построено на деньги знакомых, которые взамен получили концессию на зимнее обслуживание этого кафе. Летом особой нагрузки на персонал оно не создает, поскольку популярностью не пользуется — лишь изредка кто-нибудь из посетителей заказывает растворимый кофе, чай из пакетика, чипсы или бутерброд. С обслуживанием, между делом, справляются сами фермеры. Совсем другое дело зимой, когда с мороза вваливается успевшая изваляться в снегу экскурсионная группа, приехавшая издалека на целый день. Здесь без горячего питания и полноценной кухни не обойтись. За постройку с кредиторами пока что не рассчитались — вложенные деньги отбиваются довольно медленно (конкретных цифр владельцы фермы не разглашают).

Лошади, которых привозят на летний сезон, также принадлежат друзьям, владеющим в Подмосковье собственной конюшней. Их наличие привлекает на ферму дополнительных посетителей, а владельцы животных зарабатывают, устраивая покатушки и давая уроки верховой езды. Фактически, на ферме стихийно сложился своеобразный мини-кластер, предоставляющий хорошо диверсифицированный спектр услуг.

Отношения с местными властями у фермеров сложились вполне неплохие. Вопреки ожиданиям, разнообразные проверяющие со стороны ветконтроля, санэпиднадзора, пожарных и прочих контролирующих инстанций придирками не докучали, а убедившись, что все в порядке и соответствует, подписывали необходимые акты довольно споро. Возможно, свою роль в этом сыграло и обаяние животных, и сам бизнес их владельцев, который со стороны выглядит очень полезным и вызывает внутреннюю поддержку.

Олени с фермы являются частыми гостями на разнообразных местных праздниках. Кроме того, фермеры по собственной инициативе проводили бесплатные экскурсии и катания для детей с ограниченными возможностями, детдомовцев и других категорий лиц, нуждающихся в повышенном внимании и заботе.

На стенах кафе, вперемешку с чучелами и северными пейзажами, развешено в рамочках десятка два благодарностей и грамот от руководства буквально всех расположенных поблизости муниципальных образований.

Впрочем, при взаимодействии возникали и некоторые проблемы — поначалу иногда бывало довольно сложно объяснить, что поучаствовать в таком-то мероприятии олени не смогут, поскольку единственный свободный от обслуживания экскурсий оленевод заболел, а отменить или перенести экскурсию, согласованную и уже оплаченную еще месяц назад, никак не возможно. Впрочем, со временем стороны немного друг к другу притерлись и научились находить компромиссы.

А самой большой проблемой оказалась кадровая. В летнее время, когда нагрузка небольшая, семья обходится собственными силами, пользуясь услугами только одного наемного работника — экскурсовода. А вот зимой приходится нанимать на сезон оленеводов из числа представителей коренных северных народов. Найти через Интернет хорошего специалиста, который, вдобавок, не уйдет в запой в самый неподходящий момент — очень непросто, особенно учитывая, что действительно востребованные оленеводы неплохо устроены и у себя дома. Подмосковные ветеринары, увы, довольно плохо ориентируются в заболеваниях северных оленей и особенностях их лечения. Многим особенностям ухода и лечения пришлось учиться — для этого Александр специально ездил на Крайний Север и в Ленинградский зоопарк (в Московском зоопарке северных оленей, увы, нет).

В планах Александра и Светланы — со временем расширить ассортимент имеющихся на ферме животных, добавив к оленям еще коров, коз, овец, лам и, возможно, каких-то других копытных. Не ради мяса и молока — хотя молоко и не пропадет, как не пропадают яйца из курятника. У них есть желание сделать так, чтобы посетители фермы знакомились со всем многообразием оленьих родственников из семейства парнокопытных. 

Ведь для городского ребенка корова или коза представляет собой не меньшую экзотику, чем северный олень — в этом легко убедиться глядя на то, как завороженно дети следят за курами, прогуливающимися по выгону. Есть основания полагать, что экскурсия по коровнику или возможность самостоятельно подоить козу будет пользоваться ничуть не меньшей популярностью. А к курам впоследствии предполагается добавить фазанов, перепелов и, возможно, даже павлинов.

Подобный сельскохозяйственный экскурсионный мини-кластер довольно быстро станет местной достопримечательностью, будет привлекать туристов из большого города в сравнительно тихую провинцию и сильно оживит общественную жизнь поселения. Что характерно, опыт этой фермы может быть повторен десятки, а то и сотни раз — страна у нас большая, а дальше сотни километров никто на такую экскурсию не поедет. 

Что требуется для его воспроизведения?

1
Население небольшого городка не сможет обеспечить подобную ферму необходимым количеством посетителей. Поэтому наилучшим местом для ее размещения является дачная местность в окрестностях крупного города. Из города будут приезжать организованные экскурсии, а дачники, которым летом недостает развлечений, обеспечат небольшой, но стабильный поток неорганизованных посетителей.

2
Северные олени — это очень хороший вариант «флагманского» направления деятельности такого мини-кластера, поскольку они привлекают посетителей не только летом, но и зимой, когда проводятся катания на нартах; более того — зимой намного больше. Круглогодичная работа — экономическая необходимость, иначе предприятие, скорее всего, попросту не окупится. Однако не следует обязательно упираться рогом именно в оленей. Основным заведением комплекса, например, может быть собачий питомник ездовых лаек, с собачьими упряжками и возможностью купить щенка. Или что-нибудь еще — не следует ограничивать фантазию. Главное, чтобы это было необычно, интересно и «выстреливало» круглый год.

3
Как бы ни был велик соблазн, не следует пытаться создать подобный кластер самостоятельно — для этого не найдется ни нужных людей, ни требуемых денег. С этой задачей гораздо лучше и эффективнее справятся предприниматели — каждый должен заниматься своим делом. А дело местных властей — формулировать приоритеты, ставить задачи, выбирать исполнителей и создавать им условия. Если сделать его хорошо — недостатка в желающих не возникнет.

4
Как показывает практика, основные препятствия, мешающие созданию новых бизнесов, носят организационно-бюрократический характер. Упростите согласования, создайте режим наибольшего благоприятствования —особенно в вопросах, касающихся земли —и шансы на успех резко возрастут.

5
Публикуя информацию о планах создания мини-кластера, объявляя конкурсы на его реализацию, избегайте чрезмерной конкретизации своих условий и требований. Если вы объявите, что ищете людей, способных содержать стадо северных оленей и оказывать экскурсионные услуги, то к вам завтра же набежит толпа народу, уверяющего, что справятся с этой задачей, даже если ни разу ничем подобным не занимались.Сформулируйте задачу шире, пусть соискатели сами предлагают свои варианты круглогодичного сельхозтуризма. Дилетанты, желающие присосаться к муниципальному проекту, вряд ли сумеют предложить что-то внятное, зато появится опытный заводчик ездовых лаек или кто-нибудь еще вроде того. И с ним уже можно будет иметь дело — пусть даже изначально вам хотелось бы не лаек, а оленей.

6
Чем больше самых разных предпринимателей войдет в состав кластера, дополняя друг друга — тем успешнее и популярнее он будет. Используйте существующие возможности, привлекайте уже добившихся успеха предпринимателей. У вас существует традиционный местный народный промысел? — пусть его изделия предлагаются посетителям. Есть винодельня или пивоварня? — предложите открыть на территории фирменный магазин или бар. Чем больше товаров и услуг предлагается посетителю, чем сильнее у него разбегаются глаза — тем больше денег он здесь потратит и тем больше людей приедут сюда позднее по его рекомендациям.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.